В процессе работы у масел изменяются вязкость, зольность, коксуемость, кислотное число, механических примесей, накапливаются продукты износа. Масло обводняется, в нём появляются смолистые соединения, изменяющие его цвет на более тёмный.
Отработанным называется масло, утратившее в процессе эксплуатации установленные ГОСТом показатели качества или проработавшее определённый срок и слитое из двигателя или механизма и непригодное для использования по прямому назначению.
Отработанное масло по прямому назначению нельзя. Однако отработанное масло может быть использовано в качестве сырья для получения масел после их регенерации (восстановления) или
же для других нужд автотранспортных и других предприятий. Среди методов регенерации используются:
• физический метод, который основан на отстаивании, фильтрации, промывке водой и вакуумной перегонке.
• физико-химический метод, который проводится методом коагуляции загрязнений поверхностно-активными веществами.
• химический метод, который основан на сернокислотной, щелочной очистке.
|
|
В условиях АТП регенерация практически невозможна и экономически нецелесообразна, т.к. АТП не имеют соответствующего оборудования. Регенерация проводится на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах, а на АТП производится сбор отработанных продуктов.
Сбор и повторное использование отработанных масел после их регенерации способствует экономии масел, а также охране окружающей местности, водоёмов, рек и территории АТП.
Контрольные вопросы и задания
1.Каковы принципы экономии ГСМ при эксплуатации автомобилей? 2.В чём заключается регенерация моторного масла?
3.Какие виды норм расхода автомобильного топлива вы знаете? 4.Каковы основные элементы, цели управления расходом ГСМ И ТЖ? 5.Перечислите факторы, влияющие на расход ГСМ?
6.Каковы принципы организации контроля качества ГСМ и ТЖ в АТП?
7.Ответьте на вопросы тестового задания (см. Приложение 1, таблицы П1.12, П1.13, П1.14, П1.15, П1.16, П1.17)
Раздел 5. Конструкционно-ремонтные материалы
Лекция 25
Тема 5.1 Лакокрасочные материалы
Знать назначение лакокрасочных, требования к ним предъявляемые; классификацию, компоненты
и обозначение лакокрасочных материалов; способы их нанесения, основные показатели качества
лакокрасочных материалов..
Назначение и требования к лакокрасочным материалам
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) предназначены для придания эстетичного вида автомобилю и для защиты его от коррозии, т.к. срок службы автомобилей также зависит и от коррозионной стойкости их кузовов, которые приходят в негодность быстрее, чем двигатель и другие механизмы.
|
|
В соответствии с ГОСТом и назначением лакокрасочные и другие покрытия должны соответствовать определённым требованиям:
• прочно удерживаться на окрашиваемой поверхности;
• обладать стойкостью против воздействия влаги, нефтепродуктов, грязи и т.д.;
- 58 -
• не вызывать коррозии;
• быстро высыхать без применения сложных сушильных приспособлений;
• быть газо- и водонепроницаемыми;
• сохранять свои качества при длительном воздействии положительных и отрицательных температур;
• образовывать прочные, твёрдые и эластичные покрытия.
• обеспечивать необходимый цвет при минимальном числе нанесений.
Способы нанесения ЛКМ зависят от природы плёнкообразователя, растворителя и объёма работ.
При производстве ремонтных работ используют 2 метода нанесения ЛКМ: пневмораспыление – для нанесения грунтовок и окраски поверхностей, к которым предъявляются высокие требования, и кистевая окраска – для всех остальных поверхностей.
Шпатлёвки наносятся на просушенный грунт пластмассовым или металлическим шпателем (для ровных поверхностей) или куском резины (для криволинейных поверхностей).
Основные показатели качества лакокрасочных и других покрытий
1. Прочность при ударе (Дж) – способность не разрушаться при действии ударной нагрузки.
2. Прочность при изгибе характеризуется минимальным диаметром стержня (20, 15, 10, 3, 1 мм), изгибание на котором окрашенной пластинки не вызывает механического разрушения покрытия.
3. Адгезия – способность прилипать к окрашиваемой поверхности, а также не отслаиваться. При хорошей адгезии не должно появляться морщин, пузырей;
4. Укрывистость (г/м2) способность обеспечивать нужный цвет при минимальном числе нанесений. По этому показателю судят о расходе краски;
5. Время высыхания (мин) – продолжительность высыхания до заданной степени высыхания при заданной температуре. 1 степень высыхания – образуется тонкая плёнка, защищающая основу от пыли («высыхание от пыли»), 3 степень – полное высыхание.
6. Вязкость лакокрасочного материала измеряется в секундах, необходимых для вытекания
100 мл пробы из отверстия вискозиметра (ВЗ -4) диаметром 4 мм при температуре 18…20 º С. Для эмалей, грунтовок она колеблется в пределах 15…45 с.