Обивочные материалы используются для обивки сидений, внутренних стенок кабин и влияют на вид автомобиля, его стоимость и затраты по уходу за ним. В связи с назначением к обивочным материалам предъявляют следующие требования: механическая прочность, эластичность, износостойкость, эстетичный вид (иметь определённый цвет, рисунок, фактуру), легко очищаться от загрязнений.
В настоящее время для обивки автомобилей используют искусственную или натуральную кожу, текстиль.
Уплотнительные и прокладочные материалы применяют для уплотнения неподвижных и подвижных соединений и предотвращения вытекания масел и др. жидкостей. От их надёжности зависят потери масел, смазок, тормозных, амортизаторных и охлаждающих жидкостей, срок службы и безотказность работы различных механизмов и агрегатов автомобиля. Прокладочныематериалы должны быть упругими, обладать высокой прочностью на сжатие, но при этом быть
- 61 -
достаточно мягкими, чтобы при затяжке соединения с их помощью заполнялись все неровности стыка; кроме того, обладать температурной стойкостью и стойкостью к воздействию масел, жидкостей и газов. Прокладочные материалы изготовляют из технического картона, пергамента, войлока, фибра, пробки, асбеста, резины. Уплотнения (набивки) для сальников изготовляют из войлока, асбеста, пеньки, прорезиненной ткани, металлических сплавов; иногда уплотнения для сальников обматывают металлической фольгой или проволокой.
В качестве электроизоляционных материалов применяют материалы, которые не проводят электрический ток и обладают прочностью, влаго- и теплостойкостью. К таким материалам относят пластмассы, резина, электроизоляционные лаки, эбонит, фибра, изоляционная лента, слюда. Эти материалы используют для электроизоляции электрооборудования при изготовлении и ремонте автомобилей.
Клеи
Склеивание позволило отказаться от сварочных и заклепочных соединений, снизить трудовые и материальные затраты; клеевое соединение не ослабляет склеиваемые детали, обеспечивает гладкую поверхность, не увеличивает массы соединяемых деталей. Как показывает практика клеевые соединения обладают не меньшей прочностью чем сварные или заклёпочные соединения, а иногда и большей.
Клеящие материалы классифицируются по следующим показателям:
1. По назначению бывают:
• Универсальные клеи способны склеивать разнородные материалы.
• Специальные клеи предназначены для склеивания только определённых материалов Например, смоляной клей ВИАМ-Б-3 применяется для склеивания термопластов.
2. По виду связующей основы клеи бывают резиновые, эпоксидные, формальдегидные, смоляные и т.д.
Для качественного склеивания клей должен обладать следующим требованиям:
• обеспечивать прочность соединения;
• создавать атмосферостойкое и стойкой к действию нефтепродуктов соединение;
• клей не должен вызывать коррозии металла и разрушения склеиваемых материалов. Технологический процесс склеивания заключается в очистке, зашкуривании, обезжиривании
поверхности, нанесении клея тонким слоем, выдержке, прессовании соединённых деталей и нагреве для термической обработки клеевого шва.
При ремонте автомобилей клей применяют:
• теплостойкий клей ВС – 10Т, представляющий раствор поливинилформальэтилфталевой и фенолформальдегидной смол в этиловом спирте, используется для соединения фрикционных накладок с тормозными колодками и дисками сцепления. Склеивание фрикционных накладок с тормозными колодками вместо соединения их на заклёпках обеспечивает значительную экономическую эффективность, главным образом благодаря возможности увеличения толщины накладки. Кроме того, нет опасности образования под воздействием выступающих головок заклёпок рисок и задиров на рабочей поверхности тормозного барабана.
• БФ -6. (раствор фенолформальдегидной смолы в спирте). Применяется для склеивания в местах разрыва или наложения заплат при ремонте кузовов. После нанесения клея склеиваемую поверхность проутюживают утюгом через влажную тряпку в течение 15 с с короткими перерывами.
• Резиновый клей №8 8, № 61, №3 1 (раствор резины в бензине) используется для приклеивания резиновых деталей к металлическим или пластмассовым поверхностям, для ремонта покрышек, камер. В последнее время для восстановления проколотых шин используют клеевой состав из невулканизированного каучука.
• Эпоксидный клей (эпоксидная смола, пластификатор, отвердитель). Клей используется для склеивания металла, пластмасс, стекла т др. твёрдых материалов. При применении эпоксидного клея следует соблюдать меры предосторожности, т.к. эпоксидная смола, входящая в состав клея, очень токсична.
- 62 -