Визуальная журналистика

Законы визуального восприятия

(курсовой проект по дисциплине «Современные аудиовизуальные СМИ»)

 

Выполнил студент

4 курса, 868-з группы

Попова Виктория Сергеевна

________________________

(подпись)

 

Научный руководитель

ст. преподаватель кафедры теории и практики журналистики

Рюхов Павел Сергеевич

 

                                                                        Работа защищена

«___»_____________2020  г.

 

Оценка __________________

 

_________________________

(подпись)

 

Барнаул 2020

Оглавление

Введение. 2

Визуальное восприятие. 3

Визуальная журналистика. 8

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

 

 

 

 

 

Введение

 

Визуальное восприятие на протяжении всего времени вызывает большой интерес у ученых исследователей в данной области. К примеру, если сравнить количество исследований сделанных по отношению к осязательному восприятию, и визуальному восприятию, то последнее в разы изучается чаще, нежели осязательное, это говорит лишь о том, что эта область до конца не изучена.

Зрение – сенсорное чувство (одно из ощущений), воспринимающее свет и цвет в виде изображения или картины. Визуальное восприятие это многоуровневый процесс, состоящий из трех основных этапов, осуществляемых различными органами:

1. последовательное преобразование света с помощью оптических структур глаза в проецируемую на сетчатке картинку, и далее в электрические сигналы. Этот этап осуществляется глазом.

2. передача электрического сигнала по проводящим путям нервной системы в различные отделы мозга, ассоциированные со зрительным восприятием.

3. на третьем этапе осуществляется анализ электрического сигнала головным мозгом с формированием зрительного ощущения, осознания наличия в поле зрения того или иного зрительного образа.

Таким образом, визуальное восприятие мира является довольно сложным процессом, формирующим картину мира, которая может значительно отличаться от реальности.

 

Визуальное восприятие

Визуальное восприятие представляет собой совокупность реализации сенсорных и психических процессов восприятия и построения образа окружающей социально-психологической среды.

Восприятие может интерпретироваться как процесс изменений, которые осуществляются в органах чувств и психике личности в результате воздействия на них отдельных характеристик физического объекта.

Эмпирические характеристики визуального восприятия

По своей сути процесс восприятия имеет двойственную природу: восприятие максимально объективно на уровне первичных сенсорных процессов; в то же время восприятие глубоко субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда в обработку включается воображение и память.

Кроме того, восприятие обладает рядом уникальных характеристик, включая свойства константности, предметности, целостности и обобщённости.

· Константность как одна из характеристик визуального восприятия

Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются

Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.

Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.

· Предметность как сущностная характеристика визуального восприятия

Категория предметности находит свое отражение в том, что объект воспринимается как обособленное в пространстве, отдельное физическое тело.

Человеческий мозг подразделяет поступающую от перцептивной системы информацию от окружающей действительности на две неравные части: фон, который воспринимается как аморфное, неограниченное, неопределенное поле и предмет – четко очерченное, конкретное, расположенное на первом плане целое.

· Целостность как эмпирическая характеристика визуального восприятия

Под целостностью визуального восприятия в современной научной литературе понимают характеристику процесса, сущность которой заключается в том, что любой физический объект воспринимается в качестве целого, даже если отдельные составные части этого объекта в текущий момент остаются недоступными наблюдению.

Целостность выступает приобретенной характеристикой перцептивного образа, сформированной в результате предметной деятельности и рефлекторных процессов личности, когда индивидуум на основании накопленного экзистенциального опыта объединяет отдельные характеристики объекта в единое целое.

Независимость восприятия целого от качества его отдельных составляющих проявляется в доминировании целостной структуры над отдельными составляющими.

Таким образом, визуальное восприятие выступает одним из важнейших рецепторно-психических процессов личности, обеспечивающих индивидууму возможности познания окружающей среды, формирования образов объектов реальности в сознании личности.

 

Визуальное восприятие мира

 

Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути – картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа. По описанию схоже с образами, которые мы можем видеть во сне, но ко сну, и к состоянию полного психического расслабления то, что скрывается за визуализацией, не имеет прямого отношения. Во-первых, визуальные образы, которые возникают в голове у человека, можно разделить на две категории – образы визуального ряда и образы ощущения визуального ряда. Образы визуального ряда – картинки, графические образы, символы, которые возникают в человеческом сознании в состоянии бодрствования. Это то, что «видит» наш мозг, минуя известные зрительные рецепторы. Образы ощущения визуального ряда – все те же картинки и символы, сюжеты, которые возникают в нашем сознании как ощущения видения, но при этом главный аспект в виде зрительного образа отсутствует. Именно поэтому понятие и имеет название «ощущение визуального ряда», указывающее на то, что человек лишь чувствует, но не видит картинку-образ.

Восприятие окружающего мира и процессов, происходящих в нем, за счет вложенных визуальных привычек – образов, стереотипов, категорий, которые понятны и привычны человеку, к примеру, листья зеленые, небо синее и т.д. – все это категории того ряда, которые вложены в человека от рождения и до настоящего дня. Человек, обладающий навыками визуального восприятия схватывает весь сюжет целиком, а затем, по необходимости, его систематизирует или детализирует, что дает ему возможность оперировать как информацией на основе впечатления от увиденного, так и на основании осмысления увиденного. Положительные черты – легкое усвоение информации, относящейся к сфере гуманитарных наук. Такие люди прекрасно чувствуют окружающий мир, ощущают все нюансы и все его тонкости. Богатая картина восприятия окружающего мира и способность получать информацию и впечатления из нескольких источников информации. Отрицательные черты – ограниченность восприятия собственной визуальной базой, которая, хотя и расширяется, но дает сбои, переходя на крайне негативные ассоциации или неверные истолкования. Часто присутствует конфликт между чувственной и логической составляющими человеческого восприятия.

Визуализация – свойство человеческого сознания, способная дать еще один инструмент работы с реальностью. Это то, при помощи чего окружающий мир можно воспринимать более объемно, а значит видеть и понимать несколько больше.

Визуальное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства, затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов, и создается четкое представление о целом. Эта особенность визуального восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия.

Визуальное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Каждый поворот, то есть смена направлений, линий, их пересечение связаны с необходимостью преодолевать инерцию движения, возбуждающе действуют на зрительный аппарат и вызывают соответствующую реакцию. Картина, где много пересекающихся линий и образуемых ими углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где глаз спокойно скользит по кривым, или движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и возможно, что именно с этим связано возникновение положительной реакции организма. Положительная реакция возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям "золотого сечения".

 

Визуальная журналистика

 

Визуальная журналистика — методика «комбинирования слов и изображений», которая позволяет донести до потребителя СМИ информацию в полном объёме; эта стилистика подразумевает использование кодов и символов, узнаваемых читателям вне зависимости от его/её культурного и/или социального контекста.

Ключевой идеей визуальной журналистики являются ответы на вопросы читателя в максимально доступной и понятной для читателя форме. Поэтому все составляющие материала, опубликованного в газете или на сайте — заголовки, иллюстрации, текст, дополнительные справочные сведения — организуются так, чтобы максимально полно сообщить то, что интересует читателя по данной теме.

Составляющие метода:

· Подразумевается единство вербального и визуального ряда.

· Акцентирование роли заголовка.

· Подбор шрифта имеет значение.

· Отличие документального фото от постановочного

Визуализация расширила возможности журналистики, сделала ее более гибкой в возможностях обработки и представления значительных объемов данных и событий. Инфографика стала неотъемлемым инструментом журналистики, сблизила печатные СМИ с телевидением и интернет-изданиями. Дизайн печатных изданий проектируется максимально приближенно к интерактивному, поскольку читатель привыкает к подобному способу получения новостей. Многочисленные стандарты и технологии внедряются в журналистскую деятельность, становятся ее неотъемлемой частью.

С учетом того, что цифровые технологии влияют на все сферы общественной жизни, непрерывный поток информации, получаемой человеком из разных источников, с одной стороны, необходим, а с другой – сознание не способно воспринять, отсортировать, проанализировать и сформировать собственный контент. Результатом защиты от перегрузки информацией стало возникновение нового типа мышления – так называемого клипового восприятия сообщений. Реципиент из всего разнообразия сообщений «схватывает» фрагменты, фиксирует их в памяти и останавливается на некоторых из них. Цепочка «изображение – заголовок − текст» соответствует принципам клипового мышления, поскольку визуализация вызывает интерес человека своей фактичностью, детализацией, акцентированием, интригой и другими свойствами.

Журналистской истории мало быть актуальной − она должна привлечь внимание. Визуализация обеспечивает информационную связь социально-коммуникационной системы «читатель – медиа», акцентирует, подает информацию в удобном виде, в одном изображении передает суть значительного во времени и составляющих события, глубоко анализирует проблему и, кроме того, вызывает определенные ассоциации, лучше запоминается.

Визуализация оперирует зрительно воспринимаемыми образами, способствующими пониманию «сложных» тем, и придают эмоциональность журналистскому сообщению. Журналистский текст, вербальный контент, требует, чтобы журналист придерживался определенного литературного стиля и не употреблял неуместных конструкций, фразеологических оборотов. Визуальные формы также имеют свои законы применения, жанровые формы, разновидности, особенности реализации, характеризуются стилем исполнения. При этом эстетичность приобретает функциональное значение, но не является самоцелью. Словами визуализации являются графические образы, которые объединяются логическим и композиционным принципами.

Существует большое количество разных способов представления данных, и читатель стремится получить информацию в таком виде, чтобы понять и оценить их с наименьшими усилиями. Читатель, покупающий журнал, не желает просто «выключить мозг» − он хочет получить определенную информацию. Даже в специализированном тематическом издании читатель отыскивает наиболее интересные для него темы, для чего перелистывает страницы, читает заголовки и рассматривает изображения. Если же материал не имеет визуальных акцентов, он может остаться непрочитанным. Это означает, что читатель не получил первоначальных данных, которые заставили бы его прочитать материал.

Подобно журналистскому тексту, визуализация принимает разные формы, характеризуется стилем выполнения, имеет свои разновидности: рисунок карандашом или сложная схема, фотомонтаж или графически оформленные текстовые блоки. Определенный визуальный стиль используется для статьи на определенную тематику, поскольку визуализация способствует пониманию смысла. Визуальные объекты играют специфическую роль акцентов, эмоциональной окраски, структуризации, применяются в постоянных элементах издания, блоках и подборках, условных знаках, концовках. Но кроме этого визуализация передает содержание сообщения в нетекстовой форме, является самостоятельным журналистским произведением.

Тематика, цель статьи, ориентация на конкретного читателя определяют форму, в которой событие представлено читателю. Содержание и форма визуализации неразрывны, дополняют и более полно раскрывают друг друга. Все разнообразие видов визуализации журналистского контента можно классифицировать следующим образом: простейшие графические символы (пиктограммы, монограммы, логотипы, эмблемы, орнаменты, виньетки, заставки, декоративные элементы); рисунки (карикатуры, шаржи, комиксы, графические, технические и художественные картинки); инфографика (карты, диаграммы, таблицы, графики, деревья, матрицы, планы, структуры и блок-схемы); фотографии; типографика.

Простейшие символы в современных СМИ реализуются в логотипе, буквицах. Композиция логотипа журнала, газеты, телеканала максимально проста, целостна, однородна, лаконична, но не примитивна. Простота проявляется в отсутствии несущественных деталей. Графические и декоративные символы способны своеобразно украсить издание, внести функциональность в его композицию. Они, в частности, уравновешивают текстовые материалы, создают завершенность композиции или ее частей, становятся знаками-идентификаторами, способствуют ориентации в издании. Разные по толщине, цвету, начертанию линейки и символы подчеркивают, отделяют или связывают контент, имитируют естественные паузы речи, делают акцент на определенных фрагментах. Графические символы придают изданию индивидуальные черты, применяются в постоянных элементах: в логотипе, колонтитулах, рубрикации, обложке, декоративных элементах, структуризации.

Рисунки, как форма визуализации, становятся все более популярными на обложках и страницах журналов. Это – карикатуры, шаржи, комиксы, графические, технические и художественные изображения. Рисунок, изготовленный художником специально для конкретного материала, демонстрирует образное видение автора, художественно интерпретирует событие, эмоционально настраивает читателя. Функции рисунков не только в представлении содержания в авторском видении ситуации: значительную роль играет эмоциональность изображения. Таким видам рисунков, как шарж, карикатура, присуще искажение реальности посредством преувеличения определенных черт или характеристик, лишения всего несущественного, освещения лишь сущности события. Еще с большей точностью и конкретностью раскрывают содержание, структуру объекта, схему конструкции технические рисунки.

Карикатура рассчитана на читателя, который понимает, о чем идет речь, и, в сущности, не несет новой информации, а лишь ее эмоциональную окраску. С художественной точки зрения карикатура считается удачной, если преувеличивает как форму, так и содержание; с политической и публицистической − карикатура наиболее ценна, когда преувеличение разоблачает сущность проблемы. Комикс, несмотря на название, не является юмористическим изображением, это история в картинках на определенную тему: торговля людьми, спасение диких животных, полет космического корабля, футбольный матч. Мастер комикса, У. Эйснер называл его «последовательным искусством», поскольку несколько картинок, взятых отдельно, так и остаются картинками. Лишь став частью последовательности (даже из 2-3 изображений), они трансформируются в искусство комикса, визуальный рассказ определенного стиля, темы, со своими особенностями. Исследователь комиксов, С. МакКлауд определяет комикс как «иллюстративные и прочие изображения, поставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и (или) получение эстетичного отклика от зрителя».

Инфографику ошибочно отождествляют с визуализацией: их отличия существенны, т.к. инфографика входит в визуализацию как один из ее видов. Инфографика представляет данные в виде статистических графиков, карт, диаграмм, схем, таблиц, а визуализация данных предлагает визуальные инструменты, которые аудитория может использовать для изучения и анализа наборов данных. То есть, если инфографика сообщает информацию, предназначенную коммуникаторам, то визуализация помогает читателям создать собственное видение проблемы. Факты и данные могут быть представлены реципиентам как в виде демонстрации (инфографика), так и исследования (визуализация). Некоторые темы достаточно наглядны, хорошо структурированы, что легко превращает их в инфографику: например, продолжительное событие с фиксированными промежуточными эпизодами − выборы президента, спортивные достижения, курс валюты, миграция птиц и др. Сложные и многоаспектные события имеют неоднозначное толкование, например музыкальные направления в визуальном образе или землетрясение и все, что с ним связано. Инфографика не способна продемонстрировать взаимосвязи, объяснить особенности − визуализация же рассматривает ситуацию комплексно.

Основной целью инфографики является улучшение восприятия информации, наглядность сложной объемной информации, анализ тенденций и процессов, поскольку она передает сообщения интереснее и компактнее, чем текст. Инфографика аккумулирует большие объемы фактов, визуальными образами обозначает события во времени и пространстве, демонстрирует динамику. Ей присущи наглядность, конкретность, самостоятельное содержание, не повторяющее текст, аналитичность, схематичность, практичность. Соответственно, основные виды инфографики сводятся к таким: статистические графики, диаграммы, временные шкалы; карты, планы; таблицы, матрицы; пояснительные, структурные схемы, сети, деревья, блок-схемы; визуальные ассоциативные образы.

Фотография – важная составляющая периодического печатного издания, можно сказать – обязательная. Фотография является средством познания и интерпретации реальности, она передает настроение и атмосферу события, привлекает внимание к материалу, дает возможность рассмотреть мельчайшие детали, ощутить себя участником события и составить собственное впечатление о нем. Кроме того со временем любая фотография становится документом, который зафиксировал факт, превратив его в историю. Сущность фотографии, по мнению Л. Малес, «обусловлена социальной данностью, реальностью и режиссурой» и характеризуется высоким уровнем документализма и информативности, ее цель – наглядность. По мнению М. Маклюэна, фотография с визуальной точки зрения имеет «высокую определенность», в противоположность комиксу с «низкой определенностью» из-за того, что он дает мало визуальной информации. Это означает, что фотография дает много знаний, не оставляет читателю пространства для собственных суждений.

Как визуальная форма, фотография дает предварительное представление о событии: до того, как читатель ознакомится с ним из текста, фотограф «предлагает читателю увидеть новость его глазами». Фотография оперирует визуальными акцентами: выражение лица, глаза, руки в портрете; непривычные ракурсы, эмоциональность естественных явлений в пейзаже; поступки, чувства, эмоции, особенности характера и поведения человека в жанровых снимках; сосредоточение на фрагментах фотографии, развитие сюжета, детализация или, наоборот, общий вид места события, панорама; композиция нескольких объектов, составляющих суть материала. Например, портрет может быть репортажным, а может быть студийным, и его роль в издании, восприятие читателем отличается, хотя объект съемки может быть одинаковым.

Напечатанный текст также является информацией, передающейся визуально. При этом значение слов передает содержание, а шрифтовое оформление – настроение, усиление или ослабление значения, яркость, громкость, интонацию и т.п. Графика шрифта становится символом со своим значением. Например, рукописное написание свидетельствует о попытке выразить дружелюбие, приближенность к читателю, вызывает доверие, поэтому этот прием применяется для рубрик переписки с читателем, подписей авторов, примечаний, а также для детских страниц.

Главная функция шрифта – информационная, поэтому его оформление, визуальные характеристики направлены на оптимальное восприятие, усиление значения, организацию и упорядочение информации, выделение отдельных блоков или элементов издания шрифтовыми и нешрифтовыми способами. Для общественно-политических изданий, содержащих материалы на разнообразные темы, простота и удобство текстового оформления выдвигаются на первый план. Одногарнитурное оформление имеет свои преимущества: издание легко узнается читателем, а для выделения достаточно применить увеличенный кегль, пробел, цвет. Шрифт может ассоциироваться лишь с изданием в целом, а не с конкретными материалами. В связи с этим требования эстетичности относятся не столько к рисунку шрифта, сколько к удобству его чтения, единству оформления, создающего определенный образ издания. Большинство читателей в текстовом блоке не замечают отличия между шрифтами, их интересует лишь информация, напечатанная этими шрифтами, однако комфортность чтения и удобство поиска нужного материала подсознательно выдвигаются как требования читателя к тексту. При мелком кегле или нечитабельной гарнитуре исчезает желание читать даже нужную информацию.

Главное отличие визуализации от обычного изображения в печатных СМИ в том, что она становится полноценным носителем информации, сообщает о событии аналогично тексту. Таким образом, изображения являются не только элементом внешней формы издания, но и его содержанием. Благодаря наглядности визуальный образ влияет на читателя, при объединении с текстом изображение конкретизирует, усиливает содержание, направляет в нужном направлении, наглядно комментирует или придает определенный оттенок. Характер отображения влияет на восприятие, привлекает внимание, содержательное наполнение обеспечивает потребность в информации.

Заключение

 

Визуализация является средством межкультурной коммуникации, значение и функции которой трансформируются. Стратегия журналистской деятельности направлена на удовлетворение потребностей читателей – получать информацию в удобной и понятной форме. Задача журналиста – трансформировать информацию так, чтобы она была не только понятной, но и заинтересовала читателя. Современная журналистика в способах представления данных объединяет наработки социальной коммуникации, искусства, психологии, статистики, новейших медиа и технологий. Средствами интерпретации информации становятся визуальные формы разной смысловой нагрузки, явно или образно передающие содержание публикации: графические символы, инфографика, фотография, типографика, рисунки. Символы, как форма визуализации, становятся идентификаторами журнала, его структурных частей. Рисунки конкретизируют, акцентируют авторское видение проблемы. Инфографика комплексно и наглядно демонстрирует сложные для понимания данные, в основном цифровые. Фотографии дают возможность стать соучастником события, сделать собственные выводы из увиденного. Шрифт своим рисунком, пространственными характеристиками готовит читателя к восприятию текста. Весь комплекс визуальных форм составляет единое композиционное целое.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: