Для медицинских работников, которые оказывают экстренную помощь детям при неотложных состояниях, разработан четкий спецалгоритм. Но нередко возникают ситуации, не укладывающиеся в общепринятые рамки, и тогда успех догоспитальной и госпитальной помощи зависит исключительно от слаженных, высокопрофессиональных действий медицинского персонала.
Неотложными состояниями являются: нарушения сознания, длительные судороги, признаки гипоксии, выраженные нарушения сердечной деятельности, геморрагический синдром, отек мозга и нарушение работы других органов.
Особенности тактики медицинского персонала
Порядок оказания неотложной помощи детям начинается с осмотра пациента.
Для этого нужно:
1. Установить контакт с родителями для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.
2. Получить ответы на вопросы:
· причина обращения;
· обстоятельства заболевания или травмы;
· длительность заболевания;
· время ухудшения состояния ребенка;
· какие были использованные до обращения средства и препараты.
Осмотр ребенка проводиться в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.
Соблюдение правил асептики при осмотре ребенка, особенно при оказании помощи новорожденным.
Чтобы выработать особенности тактики при оказании неотложной помощи детям с учетом того, что декомпенсация состояния у маленьких пациентов наступает быстрее, чем у взрослых, нужно учесть следующие обстоятельства.
Если:
· заболевание не угрожает жизни больного;
· состояние стабильное;
· материально-бытовые условия жизни ребенка удовлетворительные и ему гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу для его жизни, — можно оставить ребенка дома с обязательной передачей данных о ребенке в поликлинику.
Если:
· характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного;
· неблагоприятный прогноз заболевания;
· неудовлетворительное социальное окружение и возраст ребенка предполагают лечение только в условиях стационара — необходима госпитализация ребенка.
Диагностика неотложных состояний
Медицинский работник, оказывающий неотложную помощь на догоспитальном этапе, по возрасту ребенка и соответствующим ему возрастным анатомо-физиологическим особенностям должен определить специфику диагностики неотложного состояния.
Анамнез является важнейшей составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится поданным анамнеза и только в 30% — по результатам физикального обследования.
При оказании неотложной помощи детям необходимо учитывать:
1. отсутствие постоянного наблюдения за пациентом;
2. возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре;
3. анатомо-физиологические отличия детского организма;
4. нередко низкую санитарно-бытовую культуру населения.
Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.
Первоочередная задача такого этапа неотложной помощи ребенку, как осмотр, — это выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания.
Согласно алгоритму неотложной медицинской помощи детям, при осмотре ребенка:
· первоначально оценивается степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;
· затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.
Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.
Если состояние центральной нервной системы, центральная гемодинамика и дыхание достаточно стабильны, то приступают к типичному обследованию больного.
В анамнезе болезни у детей раннего возраста выясняется следующие:
· изменение поведения ребенка;
· гиподинамия, вялость или гиперактивность;
· изменение аппетита;
· нарушение сна;
· сонливость и вялость у обычно активного ребенка — это может быть симптомом угнетения центральной нервной системы;
· срыгивания, рвота, одно-, двухкратный жидкий стул у маленьких детей необязательно говорят об инфекционном поражении желудочно-кишечного тракта, это может быть началом любого заболевания;
· наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и ее последствий для исключения возможности ее манифестирования;
· как протекали беременность и роды;
· наблюдается ли ребенок у специалистов;
· уточнить возможность развития заболевания на фоне перенесенной внутриутробной инфекции;
· гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т. д.;
· сведения о прививках, поствакцинальных реакциях;
· контактах с инфекционными больными;
· аллергологический анамнез.
Физикальное обследование детей для оказания помощи в экстренной ситуации направлено на выявление угрожающих состояний. Сложность обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. Так, новорожденные переживают ряд пограничных состояний (физиологическое снижение массы тела, желтуху, диспепсию и т.д.), имеют физиологические тахикардию (120—140 уд/мин) и тахипноэ (40—60 дых/мин) и т.д.