Тема 1. 4.Особенности оказания неотложной помощи детям

Для медицинских работников, которые оказывают экстренную помощь детям при неотложных состояниях, разработан четкий спецалгоритм. Но нередко возникают ситуации, не укладывающиеся в общепринятые рамки, и тогда успех догоспитальной и госпитальной помощи зависит исключительно от слаженных, высокопрофессиональных действий медицинского персонала.

Неотложными состояниями являются: нарушения сознания, длительные судороги, признаки гипоксии, выраженные нарушения сердечной деятельности, геморрагический синдром, отек мозга и нарушение работы других органов.

Особенности тактики медицинского персонала

Порядок оказания неотложной помощи детям начинается с осмотра пациента.

Для этого нужно:

1. Установить контакт с родителями для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.

2. Получить ответы на вопросы:

· причина обращения;

· обстоятельства заболевания или травмы;

· длительность заболевания;

· время ухудшения состояния ребенка;

· какие были использованные до обращения средства и препараты.

 

Осмотр ребенка проводиться в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.

Соблюдение правил асептики при осмотре ребенка, особенно при оказании помощи новорожденным.

Чтобы выработать особенности тактики при оказании неотложной помощи детям с учетом того, что декомпенсация состояния у маленьких пациентов наступает быстрее, чем у взрослых, нужно учесть следующие обстоятельства.

Если:

· заболевание не угрожает жизни больного;

· состояние стабильное;

· материально-бытовые условия жизни ребенка удовлетворительные и ему гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу для его жизни, — можно оставить ребенка дома с обязательной передачей данных о ребенке в поликлинику.

Если:

· характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного;

· неблагоприятный прогноз заболевания;

· неудовлетворительное социальное окружение и возраст ребенка предполагают лечение только в условиях стационара — необходима госпитализация ребенка.

Диагностика неотложных состояний

Медицинский работник, оказывающий неотложную помощь на догоспитальном этапе, по возрасту ребенка и соответствующим ему возрастным анатомо-физиологическим особенностям должен определить специфику диагностики неотложного состояния.

Анамнез является важнейшей составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится поданным анамнеза и только в 30% — по результатам физикального обследования.

При оказании неотложной помощи детям необходимо учитывать:

1. отсутствие постоянного наблюдения за пациентом;

2. возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре;

3. анатомо-физиологические отличия детского организма;

4. нередко низкую санитарно-бытовую культуру населения.

 

Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача такого этапа неотложной помощи ребенку, как осмотр, — это выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания.

Согласно алгоритму неотложной медицинской помощи детям, при осмотре ребенка:

· первоначально оценивается степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;

· затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.

Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.

Если состояние центральной нервной системы, центральная гемодинамика и дыхание достаточно стабильны, то приступают к типичному обследованию больного.

В анамнезе болезни у детей раннего возраста выясняется следующие:

· изменение поведения ребенка;

· гиподинамия, вялость или гиперактивность;

· изменение аппетита;

· нарушение сна;

· сонливость и вялость у обычно активного ребенка — это может быть симптомом угнетения центральной нервной системы;

· срыгивания, рвота, одно-, двухкратный жидкий стул у маленьких детей необязательно говорят об инфекционном поражении желудочно-кишечного тракта, это может быть началом любого заболевания;

· наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и ее последствий для исключения возможности ее манифестирования;

· как протекали беременность и роды;

· наблюдается ли ребенок у специалистов;

· уточнить возможность развития заболевания на фоне перенесенной внутриутробной инфекции;

· гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т. д.;

· сведения о прививках, поствакцинальных реакциях;

· контактах с инфекционными больными;

· аллергологический анамнез.

 

Физикальное обследование детей для оказания помощи в экстренной ситуации направлено на выявление угрожающих состояний. Сложность обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. Так, новорожденные переживают ряд пограничных состояний (физиологическое снижение массы тела, желтуху, диспепсию и т.д.), имеют физиологические тахикардию (120—140 уд/мин) и тахипноэ (40—60 дых/мин) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: