Дисциплина
«Основы экономической теории» для обучающихся направления подготовки 43.03.02 «Туризм»
Опорный конспект лекции № 5
Тема № 5: Рынок: содержание, функции и типология.
Структура и инфраструктура рынка
Время: 1,5 часа.
Учебная цель: познакомить обучающихся с сущностью, структурой, типологией и инфраструктурой рынка; рассмотреть особенности государственного регулирования рынка.
Основные понятия: рынок, инфраструктура рынка, государственное регулирование рынка.
Вопросы:
1. Сущность рынка: родовые черты и роль в общественном производстве.
2. Структура и функции рынка.
3. Типология рынка.
4. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.
5. Государственное регулирование рынка.
Ход проведения:
Сущность рынка: родовые черты и роль в общественном производстве
Рынок как экономическая категория - совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Родовые, сущностные черты рынка: суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Структура и функции рынка
Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях:
1. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
2. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроси и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
3. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
4. Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
5. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства.
6. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
7. Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.
8. Функция экономичности.
9. Функция реализации интересов рыночных субъектов.
Структура рынка – внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
1. Структура рынка с учетом критерия объекта рыночных отношений: потребительский рынок, рынок факторов производства, денежный рынок, рынок информационных продуктов, рынок инноваций, рынок недвижимости, рынок ценных бумаг.
2. По субъектам различают рынки: покупателей, продавцов, государственных учреждений, промежуточных продавцов — посредников.
3. По общественному разделению труда различают рынки: местный (локальный); региональный; национальный; мировой.
Типология рынка.
История развития рынка позволяет выделить следующий типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.
Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементамиинфраструктуры современного рынка являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; налоговая система и налоговая инспекция; система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; таможенная система; профсоюзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании, консультативные (консалтинговые) компании; общественные и государственные фонды; специальные зоны свободного предпринимательства.
Государственное регулирование рынка
Государственное регулирование рынка — это деятельность государственных органов по выполнению, следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.