Тематика и проблематика современной русской прозы

Лекция №1

Современная русская литература

 

В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в совет­ские годы утративших свою актуальность.

Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевро­пейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Тол­стой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего времени. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глупость в России» В.А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день оставшейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (ге­роиня) — блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.

Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей.

В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.

Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.

Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. Солженицын и А, Маринина, В. Астафьев и Д. Донцова. Как сориентироваться в море ярких обложек многочисленных книжных магазинов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры?

Многие исследователи говорят о сосуществовании в современной культуре нескольких субкультур. «Если раньше у слова „культура" было единственное число и противостояла она „некультуре", то есть варварству, то теперь одной культуре противостоит другая. Культур много, а, значит, ни одной из них не принадлежит истина».

Литература неутилитарна (утилитарный — сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой). Писатель пишет для самовыражения, коммерческий успех чаще всего случаен. «Писатель пишет, а читатель читает не ради чего-то, а потому что без письма или чтения ему жизнь не в жизнь»2. Массовая литература утилитарна, ее цель — развлечь читателя, автор подразумевает коммерческую выгоду.

«Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетиках: массовая литература опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная литература — на эстетику уникального».

Тематика и проблематика современной русской прозы

Современная русская литература представляет собой произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1990х годов ХХвека и до начала второго десятилетия ХХIвека. Девяностые годы ХХвека вошли в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных парадигм, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя».(Н.Иванов) Современные русские писатели реализуют себя в самых различных творческих направлениях и жанрах. Широко представлена в литературе современная проза.

Особенности развития современной прозы:

1.Абсолютная свобода писателя (бесцензурнон пространство)

2.Переходность, перекличка с литературой «Серебряного века;

3.Жанротворчество (мемуары, документальные хроники, исторические романы, автобиографии);

4.Диалог культур;

5.Многоголосие – отсутствие единого метода, стиля, лидера;

6.Современная литература – это представители разных поколений:

-писатели шестидесятники (В.Аксенов, В.Войневич, А.Солженицын);

- авторы 70-х (С.Довлатов, А.Битов,В.Маканин, А.Петрушевская и др.);

-поколение «перестройки» (В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский);

-молодые современные писатели (А.Уткин, А.Гостева, И.Стогофф, Е.Радов, И.Денежкина и др.);

7.Ключевая проблема современной прозы – поиск нового героя.

8.Язык – ключевой символ современного социума – порождает дискурсивность, диалогичность, недосказанность, семантическую многослойность.

Основные направления современной прозы:

1.Неоклассическое (реалистическое) направление – обращение к социальным и этическим проблемам жизни; продолжает традиции русской классической литературы)

2.Условно-метафорическое направление – построение художественного мира на основе различных типов условностей (сказочный, фантастический,мифологический); сильное игровое начало.

3.Постмодернизм – направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных науках – обесценивание реальности, разрушение иерархичности, смешение стилей, интертекстуальность, игровой момент. Яркие представители: В.Ерофеев, Саша Соколов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, А.Битов и др.

Тематика современной поэзии:

1.Обращение к мифу и его трансформации (В.Орлов, А.Ким, В.Сорокин, Л.Улицкая, Т.Толстая)

2.Деревенская проза (Е.Носов, В.Белов, В.Распутин)

3.Военная тема (В.Астафьев, О.Ермаков, А.Проханов)

4.Историческая тематика (Б.Акунин, Ю.Давыдов,А.Иванов)

5.Тема фэнтэзи(М.Семенова, С.Лукьяненко, В.Рыбаков)

6. «Запретная тема»- социальное дно, эротика, мистика

7.Политическая тематика (А.Проханов «Господин Гексон», И.Стогофф «Камикадзе»,

8.Детективная тематика (А.Маринина, Б.Акунин, П.Дашкова, М.Юденич)

9.Женская тематика

Ярким представителем современной русской прозы является Людмила Улицкая, автор рассказов, повестей, романов, лауреат премии Русский Букер за роман «Казус Кукоцкого». Жанр рассказа доминирует в творчестве Л.Улицкой: циклы «Бедные родственники», «Детство сорок девять», «Девочки».

Особенности рассказов:

1.отсутствие героя-рассказчика; написаны в форме безличного повествования;

2.отсутствие внешнего сюжета;

3.использование одних и тех же героев (Анна Марковна, Берта, Матиас)

4.в центре – женские образы;

5.возвращение героев к прошлому;

6.основной интерес – частный человек в частной жизни.

В центре рассказа «Бедные родственники» - жизнь двух женщин: Аси и Анны Марковны. Они родственницы, учились в одном классе, но между ними есть грань. Анна Марковна – зажиточная женщина, а Ася – бедная родственницы, слабоумная. Каждый месяц двадцать первого числа Ася приходила к Анне Марковне, чтобы попросить денег. Женщины болтали о чем-нибудь, Ася слушала рассказы Анны Марковны о том, что происходит в их доме. Беседа между героинями происходит натянуто, чего-то не хватает. Здесь наступает кульминационный момент: Анна Марковна достает свои поношенные вещи и каждую отдельно передает в руки Аси; затем, как обычно, Ася получает конверт со сторублевкой, прощается и уходит. Деньги и вещи она передает полупарализованной старухе и сияет от радости. Ася всегда это делала тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.

Таким образом, современная русская проза представляет собой целостную систему, которая характеризуется многожанрованностью, тематическим многообразием, выстраивается на стыке реализма и постмодернизма.

 

Ответьте на вопросы устно (прислать аудиозапись ответа голосовым сообщением в л/с):

1. Какую литературу считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов.

2. Как отличить массовую литературу от элитарной?

3. Каковы характерные черты современной литературы?

4. Какими направлениями представлена современная проза?

5. Произведения каких современных авторов вы читали?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: