В современной башкирской общеобразовательной школе

Разработанные нами требования к содержанию педагогического процесса (§ 6.5 второй главы) служат надежным инструментом оценки содержания ПП башкирской общеобразовательной школы. Как известно, с 1993/94 учебного года школы Российской Федерации начали работать по новым учебным планам. В соответствии с этим Министерство народного образования Республики Башкортостан своим приказом № 425 от 7 мая 1993 года предложило общеобразовательным школам 11 вариантов базисных учебных планов. В 1996 году “на основе накопленного школами опыта, рекомендаций Башкирского института развития образования, а также предложений учителей и ученых педагогической сферы была осуществлена коррекция базисных учебных планов, используемых на практике с 1993 года” [155, с. 13]. Результатом коррекции явились “8 учебных планов (4 базисных и 4 основных варианта)”, по которым школы Башкортостана начали работать с 1997/98 учебного года [144].

Эти учебные планы, как правило, состоят из трех компонентов: федерального, республиканского, школьного.

“Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика, астрономия, химия.

Национально-региональный (республиканский) компонент включает ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, география, история, культура региона и т.д.).

Школьный компонент, т.е. вариативная часть учебного плана (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия и уроки здоровья) отражает специфику школы, позволяет ей самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы в соответствии с интересами и способностями учащихся, возможностями учителей и школы.

Учебное время, отведенное в базисном плане на школьный компонент, может быть использовано для расширения и углубления знаний, относящихся как к федеральному, так и к республиканскому компоненту, на организацию изучения нескольких языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, этика, эстетика, культура общения, этническая экология, этнология, основы предпринимательства и т.п.).

Используя обязательные уроки по выбору, общеобразовательное учреждение может конструировать свой индивидуальный учебный план для занятий с одаренными и талантливыми детьми, для организации профильных классов (математических, физико-математических, химико-биологических, гуманитарных и др.)” [144, с. 74-78].

Базисные учебные планы имеют ряд особенностей, отличающих их от учебных планов, действующих до 1993 года.

Первая особенность заключается в том, что, добавив к федеральному и республиканскому компонентам резервные часы из школьного компонента, можно школу или отдельные классы сделать профильными.

Вторая особенность характеризуется тем, что в содержании ПП башкирской общеобразовательной школы заметно усиливаются национально-региональные элементы. Об этом свидетельствует, например, введение таких предметов, как география и экология Башкортостана, история и культура Башкортостана и т. д. Кроме того в “программы всех дисциплин в объеме 25-30 % вводятся республиканские, местные материалы” [154, с. 15].

Увеличение интегративных курсов является третьей особенностью новых учебных планов. В них, например, имеются такие интегративные курсы, как химия и экология; биология и экология; география и экология Башкортостана и т.д.

Несмотря на то, что предложенные Министерством народного образования РБ учебные планы отличаются от предыдущих некоторыми положительными “моментами”, к сожалению, не способствуют улучшению педагогического процесса в башкирских общеобразовательных школах. Потому что имеют ряд серьезных недостатков.

Во-первых, они содержание ПП не делают достаточно гибким. Как известно, “учебные планы Министерства народного образования в соответствии с п.1 ст. 15 Законов Российской Федерации и Республики Башкортостан “Об образовании” являются примерными. Каждое общеобразовательное учреждение может разработать свой вариант учебного плана или же выбрать один из вариантов, разработанных Министерством народного образования.

Рабочий учебный план учреждений образования разрабатывается с соблюдением нормативов базисного учебного плана...” [105, с. 74].

Различия между рабочим и базисными учебными планами, как было указано выше, достигаются путем добавления к федеральному или республиканскому компонентам базисного плана резервных часов, отводимых на школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия и уроки здоровья). А “в базисных учебных планах МНО РБ почти по всем предметам количество часов больше, чем в российских планах. Соответственно уменьшилось количество часов в “обязательных занятиях по выбору” [105, с. 74]. “Уроки здоровья”, отнесенные к школьному компоненту, в корректированных 1996 году базисных планах сохранены только в начальной школе, с 5 по 11 классы их теперь вообще нет.

Разве можно в такой ситуации составить рабочий учебный план школы, учитывающий местные условия и существенно отличающийся от базисного учебного плана? Конечно, нет.

Во-вторых, предлагаемые базисные учебные планы составлены с учетом языка обучения: а) для школ с русским языком обучения; б) для национальных (нерусских) школ с родным (башкирским, татарским, марийским, удмуртским, мордовским и др.) языком обучения [155, с. 13].

Язык обучения не является существенным фактором в определении содержания ПП. В § 1 второй главы данной работы мы доказали, что показателем типа школы является результат. Если школа выпускает представителя башкирского народа – это башкирская школа. Обучаясь на русском или другом неродном языке, башкир может стать истинным, духовным представителем своего народа, если содержание ПП, например, определяемое учебным планом, будет способствовать этому. Поэтому не нужно составлять учебные планы “для школ с русским языком обучения” или “национальных (нерусских) школ с родным (башкирским, татарским, марийским, удмуртским, мордовским…) языком обучения”, а надо составлять базисные учебные планы башкирских, русских, татарских, марийских, удмуртских, мордовских… школ.

В-третьих, новые базисные учебные планы нарушают целостность содержания педагогического процесса. Разработчики вместо понятия “содержание педагогического процесса” применяют понятие “содержание образования” и считают, что оно отражается только в учебных предметах. Если бы они так не считали, то сознательно шли бы на сокращение “аудиторных занятий”. Ведь по этим учебным планам учащиеся в зависимости от своих возрастов обязаны находиться в школе от 32 до 35 часов в неделю. Как птица в клетке… А где вторая половина содержания ПП – свободное развитие ученика в процессе общения с природой, животными, людьми… во время выполнения любимых занятий? К сожалению, на это у него времени не остается.

Наличие в рекомендуемых учебных планах лишних предметов также свидетельствует о нарушении принципа целостности. Один из них – “История и культура Башкортостана”.

“В I-VI классах история и культура Башкортостана изучается интегративно.

В VII-IX классах по одному часу в неделю отдельно изучаются история Башкортостана (история башкирского народа с древнейших времен и других народов РБ с момента начала их переселения на территорию Башкортостана) и культура Башкортостана (материальная и духовная культура башкирского и других народов, проживающих на территории республики).

В X классе изучается отдельно культура Башкортостана (современная профессиональная культура, наука, образование, печать республики).

В XI классе - отдельно история Башкортостана (современный Башкортостан)”, - говорится в “Объяснительной записке к базисным учебным планам общеобразовательных школ Республики Башкортостан” [105, С.75].

Почему не нужен такой предмет?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо уточнить понятие “культура”. В учебнике Азнагулова Р.Г., Галлямова А.А., Шагманова Т.Т. “Родной Башкортостан”, предназначенный для учащихся 5 классов нерусских школ по учебному предмету “Культура, литература Башкортостана” [Уфа: Китап, 1993], это слово объясняется так: “Все, что создано человеком, называется культурой. Культура бывает двух типов: материальная культура и духовная культура” [с. 2].

“Все, что создано человечеством” в обобщенном виде изучается в курсе “История” (история отечества, история Башкортостана). Затем эти обобщенные знания подробно рассматриваются в имеющихся в учебном плане дисциплинах, например, таких, как искусство (музыка, рисование, литературы), язык, физкультура, наука (математика, физика, география и т.д.). Поэтому нет никакой необходимости в еще одном обобщенном предмете – “Культура Башкортостана”. Если убрать из курса “История Башкортостана” “Культуру Башкортостана”, то история Башкортостана может вообще исчезнуть как учебный предмет, чего допускать нельзя. Ведь история Башкортостана – это история его культуры, его сегодняшнее.

Курс “Культура Башкортостана” как республиканский компонент в учебных планах башкирских общеобразовательных школ появился из-за некомпетентности некоторых руководителей МНО РБ. Как известно, заместитель министра народного образования Юлмухаметов М.Б. являлся соавтором введенного в учебные планы башкирских школ в 1993 году курса “Уроки жизни”, по его мнению, науки, отражающей башкирскую народную педагогику [149]. В течение трех лет на страницах периодической печати я пытался аргументированно доказать ненаучность “уроков жизни” [129]. Потому что он не имеет своего предмета: темы его заимствованы из имеющихся в учебном плане других дисциплин: природоведения, биологии, родного языка, башкирской литературы, истории Башкортостана, изобразительного искусства, музыки, труда, географии Башкортостана и т.д. Кроме того он присвоил некоторые функции классных руководителей, воспитателей, родителей, семьи.

Юлмухаметов М.Б. и другие его соавторы с моими выводами не соглашались [25; 149]. Поняв, что нет честных, оправданных путей сохранения “уроков жизни”, министерство решило “маскировать” его. Для этого и введен в новый базисный план башкирских общеобразовательных школ предмет “Культура Башкортостана”. По всей республике учителям объяснили, что на уроках по культуре Башкортостана необходимо работать по существующей программе “уроков жизни” (поэтому до сих пор нет своей программы по курсу “Культура Башкортостана”). Орган МНО РБ – журнал “Учитель Башкортостана”, Башкирское телевидение регулярно пропагандируют отсутствующие в учебном плане “уроки жизни” [59].

Введение “Культуры Башкортостана” вместо пользы приносит вред. Во-первых, из-за нарушения целостности содержания педагогического процесса сила воздействия на учащихся других предметов, из которых заимствованы темы, ослабевает, неоправданная детализация тем, повторяемость их лишает ПП новизны, вызывает у учащихся равнодушное отношение к отдельным предметам, вообще к учебе. Из-за отсутствия четкости предмета изучения “уроков жизни” учителя начинают работать формально.

О нарушении принципа целостности содержания ПП говорит и отсутствие оптимального сочетания его структурных единиц: общей, политехнической и специальной. Так, в предлагаемых МНО РБ базисных учебных планах “политехнического образования” явно недостаточно. В объяснительной записке к ним подчеркивается необязательность его. “Производственное обучение и использование различных форм организации общественно-полезного труда, трудовой практики возможно только при создании необходимых условий: наличия специалиста, учебно-методического комплекса, материально-технической базы”, - говорится в ней [105, с. 76].

Зато “ специальное образование” дается в лишних дозах. В настоящее время в РБ наблюдается массовое превращение общеобразовательной школы в профильные учебные заведения: гимназии, лицеи и т.д. “Только в 1996/97 учебном году 11 общеобразовательных школ реорганизованы в лицеи и гимназии. В результате - таких учреждений в республике стало 101, что дало возможность получить еще более, чем 1,5 тыс. детей республики профильное… образование” [126, с. 13].

Профильные школы не только бесполезны, но и вредны. Из-за нарушения принципа универсальности содержание педагогического процесса в них не способствует формированию всесторонне развитых людей, приводит к узости мировоззрения учащихся, к отсутствию у них творческого подхода. Школьное образование должно быть универсальным.

Нарушен и принцип индивидуализации содержания педагогического процесса. Недостаточная гибкость учебных планов, профильное обучение в условиях отсутствия выборности класса или школы, например, в сельской общеобразовательной школе, где, как правило, имеется одна-единственная школа и нет параллельных классов, лишает как учителей, так и учащихся “индивидуального подхода” к содержанию ПП.

Другим фактом нарушения данного принципа является то, что Министерством народного образования в базисных учебных планах регламентируется число часов на изучение тех или иных предметов. Например, на изучение башкирского языка отводится следующее число уроков в неделю: 5 (5-й класс), 4 (6-й и 7-й классы) и т.д. В год соответственно: 144; 108…

Выполнение этих часов строго контролируется администрацией школы, рай(гор)оно, Министерством народного образования. Учитель, не выполнивший “план” уроков, осуждается.

По нашему мнению, МНО не должно заниматься распределением часов по учебным предметам и требовать их безукоснительного выполнения. Иногда учитель материал, предусмотренный программой, может дать учащимся не за 144 часа, как предусмотрено базисным учебным планом, а, скажем, за 72 часа. А может, потребуется 200 часов? А может не стоит изучать башкирский язык, например, в 6-м классе в течение всего учебного года по 4 часа в неделю, а завершить его за полугодие, изучив по 8 часов в неделю? Ведь все зависит от местных условий: от способностей учителя, учащихся, от окружающей среды и т.д. Поэтому определение числа уроков на изучение учебных предметов необходимо полностью предоставить учителям, школе. А от них требовать только одного - качественного результата на основе государственных или мировых стандартов.

Следующим недостатком новых базисных планов является “военизация” содержания педагогического процесса. Башкортостан одна из двух российских республик, где в общеобразовательные школы введена “допризывная подготовка” (10-11 классы). Это противоречит назначению общеобразовательной школы и демократическим принципам.

Разработанные Министерством народного образования базисные учебные планы создают большую умственную перегрузку для учащихся и приводят к ухудшению их здоровья. В каждом классе наблюдается неоправданно большая доля аудиторных занятий. Например, в восьмом классе их в неделю - всего 36 часов (уроков). Это много. Для сравнения: нормальной недельной нагрузкой для учителя, профессионально подготовленного взрослого человека, считается 18 часов. А ведь для учителя программные материалы интеллектуальных затруднений не вызывают, а для школьника каждая тема новая и требует больших умственно-психических усилий. Несмотря на это, у него недельная нагрузка в два раза больше, чем у учителя. 36 часов - еще не предел. На выполнение домашних заданий, по нашим наблюдениям, в среднем в день уходит 2 часа, за неделю - 12. Таким образом, недельная нагрузка школьника 36 + 12 = 48 часов. Кроме того, школьники отдыхают в неделю один день, а взрослые - два. Это непростительный парадокс, созданный Министерством образования! В школах необходимо перейти на пятидневку. Мы от этого ничего не теряем, а, наоборот, выигрываем. Количество часов и учебных дней - не главное в педагогическом процессе. Научная организация труда позволяет с наименьшими затратами получать наивысшие результаты.

Умственную перегрузку для школьников создают и лишние предметы, имеющиеся в базисных учебных планах (о них было уже сказано), а также нарушение принципов универсальности, индивидуальности … содержания. Этим объясняется, что “только 15 % выпускников общеобразовательных школ можно считать здоровыми” [7, с. 34].

Каковы причины таких серьезных недостатков в содержании ПП башкирской общеобразовательной школы?

Главной причиной, на наш взгляд, является отсутствие настоящей теории об организации педагогического процесса в башкирской общеобразовательной школе. До сих пор не уточнен терминологический аппарат педагогики, не выявлены принципы формирования содержания ПП и т.д. При изучении содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе ученые вместо системного подхода руководствуются функциональным. Например, содержание отдельного учебного предмета составляется без учета других. Содержание так называемых “воспитательных” и “учебных”, “классных” и “внеклассных” работ рассматриваются также изолированно друг от друга.

Второй причиной неправильного формирования содержания ПП башкирской общеобразовательной школы является то, что педагогическая политика в Республике Башкортостан определяется некомпетентными людьми. Ею у нас занимаются инженеры-механики, экономисты, филологи, математики, агрономы, зоотехники…- кто угодно, но не педагоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: