С. И. Берневега
Стилистика русского языка
Учебно-методическое пособие
Для студентов специальности
«Филология»
Сыктывкар 2006
Составитель: С. И. Берневега
Учебно-методическое пособие ставит своей целью организовать работу студента-филолога дневной и заочной формы обучения как в аудитории, так и в библиотеке или дома. Оно содержит программу курса, тематику лекций, задания к практическим занятиям по всем темам, изучаемым в курсе, рекомендуемую к ним учебную и научную литературу. Работу завершают варианты контрольной работы и вопросы к экзамену.
Материалы учебно-методического пособия способствуют закреплению и углублению теоретических сведений, развитию умений и навыков анализа текстов, относящихся к различным функциональным стилям.
В учебно-методическом пособии использована характеристика учебников и учебных пособий по стилистике русского языка, а также программа по этому учебному курсу, автором которых является проф. Д. М. Поцепня.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………4
Программа……………………………………………………………………………………….5
Цели и задачи дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание дисциплины
Литература
Содержание и форма контроля
Тематика лекций……………………………………………………………………………….11
Задания к практическим и семинарским занятиям………………………………………….14
План для самостоятельной подготовки темы «Устные функциональные варианты литературного языка»…………………………………………………………………………30
План стилистического анализа текста……………………………………………….……….31
Контрольная работа (домашняя) № 1-2……………………………………………………....31
Вопросы к зачету (экзамену) по всему курсу……………………………………………….36
Приложение……………………………………………………………………………………38
Введение
Изучение курса «Стилистика русского языка» на филологическом факультете университета предусматривает знакомство студентов со стилистической структурой современного русского литературного языка, с системой его стилей, а также с нормами, благодаря которым осуществляется стилистическая организация современной литературной речи.
Курс «Стилистика русского языка» строится с учетом знаний, полученных студентами в курсе «Введение в языкознание», «Современный русский язык» (все его разделы от фонетики до синтаксиса), «Русская диалектология», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» и «Риторика», т. е. опирается практически на весь цикл предшествующих ему лингвистических дисциплин, а также на философию, социологию, психологию, логику, литературоведение и помогает освоению курсов «Методика преподавания русского языка» и «Общее языкознание».
Курс «Стилистика русского языка» должен познакомить студентов с основными категориями стилистики и её проблематикой, раскрыть закономерности функционирования русского литературного языка в современном обществе, способствовать развитию языкового вкуса будущих филологов и формированию у них навыков стилистического анализа и мотивированной оценки речевых произведений.
Содержание курса определяют идеи отечественной стилистической науки, которые соотносятся с достижениями зарубежной лингвистической мысли. В изложении материала, при анализе языковых фактов и типов текста ведущим является функциональный подход. В лекционном курсе рассматриваются общие и наиболее сложные и дискуссионные вопросы стилистики. Практические занятия предусматривают соотнесение теоретических положений курса с конкретным анализом текстов разной функциональной принадлежности.
Пособие ставит своей целью организовать работу студента как на практических занятиях в аудитории, так и дома, в библиотеке: предлагаются задания по отдельным темам в соответствии с программой курса, включая конспектирование научной литературы к семинарским и практическим занятиям; ориентирует в самостоятельной работе при выполнении домашней контрольной работы по стилистическому анализу текста, при подготовке к экзамену.
Для облегчения работы с теоретической и практической частью курса после плана к темам семинарских и практических занятий, списка научной литературы дается короткая теоретическая справка, предлагается план тем для самостоятельной их подготовки, а также план стилистического анализа текста. В «Приложении» пособия дана «Сопоставительная таблица стилей, подстилей и жанров».