Знакомство с монетами

Трудности, которые возникают у умственно отсталых учеников во время изучения данной темы и их причины.

Данная тема, несмотря на большую по сравнению с другими разделами математики конкретность, трудна для учащихся вспомогательной школы. У учащихся как младших, так и старших классов нет реальных представлений о единицах измерения величины, наблюдается смешение единиц измерения одной и той же величины (сантиметра с дециметром и метром) и разных систем мер (метра с квадратным метром, а иногда и с килограммом). Учащиеся путают единицы измерения и измерительные инструменты.

Плохое знание единиц измерения величин и неумение различать их создают большие трудности при установлении соотношения мер.
При изучении данной темы учащиеся допускают самые разнообразные ошибки. Например, при выполнении действий с числами, полученными от измерения, наименования не принимаются во внимание (5 м+6 см=65), в записи этих чисел переставляются местами единицы мер (4 м 40 км), часто при выполнении действий записываются случайные наименования (125x80=10 600 кв. м=1000 р.).
Главной причиной этих ошибок является отсутствие конкретных представлений о размерах каждой единицы измерения.
Для школьников с нарушением интеллекта также характерна неточность измерений. Это вызвано непониманием значения точности измерения в практике, неумением правильно установить инструмент, выбрать соответствующую единицу измерения, произвести отсчет по шкале измерительного инструмента (линейки, весов, циферблатов часов), правильно записать результат измерения




Требования к изучению метрической системы мер в специальной (коррекционной) школе

Для преодоления указанных трудностей необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В младших классах надо стараться сформировать представление, а в старших — понятие о том, что величину можно измерить только такой же величиной, принятой за единицу измерения (длина измеряется мерами длины: метрами, дециметрами и т. д.)

2. Знакомство с новой единицей измерения целесообразно начинать с создания такой жизненной ситуации, которая бы помогала учащимся убедиться в необходимости введения той или иной единицы измерения величины.

3. Нужно стремиться (учитывая слабость воображения, малый практический опыт, конкретность мышления умственно отсталых), чтобы учащиеся ощутили, четко представили каждую единицу измерения, используя все органы чувств. Надо шире использовать Наблюдения, опыт, знание уж известных единиц измерения.

Например, при знакомстве с мерой длины 1 км использовать знание 1 м, пройти с учащимися расстояние 1 км и отметить; затраченное время.
Меры, которые трудно или невозможно ощутить (например, массу грузов в 1 ц или в 1 т), надо показать опосредованно, Приводя примеры использования этих мер.

4. Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся: а) по изготовлению единиц измерения (метра, дециметра, сантиметра, миллиметра, квадратных и кубических мер); б) по измерению величин с помощью инструментов; в) по выяснению соотношения мер (в дециметре укладывать сантиметры, метр делить на дециметры и сантиметры, приходя к выводу: 1 дм = 10 см, 1 м=10 дм=100 см).

При изучении данной темы учащиеся должны получить представление о размерах некоторых наиболее часто встречающихся в их опыте и опыте других людей предметов, знание которых поможет им лучше ориентироваться в окружающей жизни, подготовит к участию в доступной им трудовой деятельности.  

5. Изучение мер должно сопровождаться развитием глазомера и мускульных ощущений. Кроме того, учащиеся должны приобрести умение оценивать приближенные результаты измерений (если остаток меньше половины единицы измерения, то он отбрасывается; если остаток равен или больше половины единицы измерения, то к полученным целым единицам мер добавляется еще одна единица, например: 1 м 30 см «1 м, 1 м 50 см «2 м, 1 м 80 см=2 м).

6. Закрепление знаний мер и умения измерять проводится только на уроках математики, но и на других учебных предмета особенно на уроках ручного и профессионального труда, физкультуры, черчения, при работе на пришкольном участке, на производственной практике, а также во внеклассное время. Успех зависит от целенаправленной работы всех учителей и воспитателей, работающих с одним коллективом учащихся.

7. Измерению с помощью инструментов для определения точного значения размеров предметов должно предшествовать определение этих размеров на глаз. Это разовьет глазомер, закреп» представление о единицах измерения, укрепит знание назван единиц измерения величин, предупредит их уподобление.

8. Формирование навыков у детей с нарушением интеллект происходит очень медленно, и требуется большое количество упражнений на протяжении долгого времени, чтобы сформировали тот или иной навык. Поэтому упражнения в измерении необходимо проводить систематически. Они должны быть неотъемлемо частью большинства уроков математики. Не реже трех-четырех раз в неделю следует предлагать учащимся упражнения по измерению или вычерчиванию отрезков, геометрических фигур, определению на глаз длины, ширины, высоты предметов, емкости сосудов, определению массы груза, времени по часам, а также времени, затраченного на ту или иную работу.  


Знакомство с именованными числами. Изучение мер стоимости. Соотношение между ценой, количеством и стоимостью.

 Понятие о стоимости — одно из трудных для учащихся коррекционной школы. Если нормальный ребенок еще до поступления в школу имеет значительный практический опыт, сталкиваясь с деньгами как мерой стоимости, то большинство умственно отсталых школьников из-за малой наблюдательности, инертности.
В пропедевтический период выявляются детские представления о деньгах, их назначении, достоинстве монет.


Знакомство с монетами

Опыт учителей школы VIII вида показывает, что учащиеся лучше запоминают монеты и лучше их дифференцируют, если первое знакомство с ними происходит при изучении соответствующих чисел. Например, при изучении числа 1 учащиеся знакомятся с монетами в 1 копейку, 1 рубль.
Знакомство с монетами происходит в следующей последовательности:

1. Внешний вид монет: цвет, форма, размер, цифра, которая написана на монете.
2. Отбор среди других монет указанного достоинства.
3. Отбор монет по названию («Найди монеты в 1 к., 2 р.» и т. д.).
4. Обводка монет в тетрадях.
5. Знакомство с предметами, цена которых равняется достоинству данной монеты (тетрадь — 2 р., карандаш — 1 р.) и т. д.
6. Организация игры «Магазин», когда учащиеся покупают предметы, расплачиваясь за них одной монетой (не производя размена).
7. Размен и замена монет.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: