Закрытые задачи 1.Найди признак, по которому можно разбить на две части числа: 35,44,45,531, 333,540,242 2.Прочитай выражение 15 * 3 3.Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Найди длину его третьей стороны 4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15 грибов мама пожарила, а остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? 5. Найди значение выражения (БО: б). 4 | Открытые задачи 1.Подумай, можно ли разбить на две части числа 35,44,45, 531, 333, 540, 242. Если да, то рассмотри возможные случаи 2.Предложи возможные варианты чтения выражения 15 * 3 3.Длина забора вокруг участка треугольной формы равна 275 м. Одна его сторона равна 8б м, другая - на 5 м больше первой. Какие вопросы можно поставить к данному условию? 4.Дима с Сашей нашли в лесу 2б белых грибов и 3б подосиновиков. Из них 15грибов мама пожарила остальные засолила. Сколько грибов пошло на засолку? Какими способами можно решить задачу? Реши и выбери лучший вариант 5.Какие задачи можно придумать к выражению (БО: б). 4? Выбери лучший вариант |
Решению открытых задач следует учить школьников специально, соблюдая следующие этапы работы.
Этап 1. Знакомство с открытыми задачами. Учащимся необходимо приобрести опыт «встречи» с открытыми задачами через решение типовой закрытой задачи и дальнейшую переформулировку ее условия и (или) требования в открытую.
Этап 2. Решение открытых задач соответствующего вида.
Этап З. Освоение (по аналогии) решения других видов открытых задач.
Этап 4. Решение готовых открытых задач всех видов путем переноса методов и умений в знакомую ситуацию.
Итак, реализация деятельностного метода на «внутриурочном» уровне заключается в подборе учителем таких заданий, которые требуют не простого воспроизведения полученных знаний, а направлены на использование знаний в новой необычной ситуации.
Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и сложность оценки заданий творческого характера, предлагаются следующие критерии оценивания задач открытого типа.
Критерии оценивания решения задач открытого типа и расшифровка уровней оценки (0, 1,2) по этим критериям.
Критерии оценивания Уровень оценки по критерию | Эффективность решения (достигнуто ли требуемое в задаче?) | Оптимальность решения (оправдано ли такое решение?) | Оригинальность решения (ново ли решение, или решение обыденное?) | Разработанность решения (достаточно ли подробно описан ход решения, или решение на уровне идей?) |
0 | По решению не ясно, как можно достигнуть искомого результата | Решение слишком громоздкое; использование множества приемов не оправданно | Решение стандартное, встречается более чем у 10% школьников | Не описан или непонятен ход решения задачи |
1 | В целом ход решения понятен, и результат так достигнуть можно, но некоторые моменты решения не продуманы или нечетко объяснены | Решение оптимально, но некоторые моменты процесса решения можно значительно упростить | Решение встречается в ответах редко: от 5 до 10 % школьников | Решение описано на уровне идей, которые возможно довести до разумного конца |
2 | Предложенное решение позволяет четко понять, как достигнуть результата | В решении использован тот или иной метод, благодаря которому получилось достаточно емкое, четкое и оптимальное «красивое» решение | Решение оригинальное, встречается менее чем у 5% школьников | Четко и грамотно описано решение и обоснованы все действия |
Система открытых задач, используемая в учебно-воспитательном процессе в сочетании с условиями, благоприятствующими проявлению творческого потенциала школьников, способствует целенаправленному развитию креативности учащихся, с учетом того, что для комплексной системы открытых задач должны учитываться следующие положения:
- Важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;
- Разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;
- Возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.
Предлагаемая система открытых задач для развития креативности может стать одним из ведущих факторов модернизации образования. Открытые задачи позволяет включить учащихся в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие мотивами и качествами личности: любознательности, стремления к фантазированию, дивергентного мышления, чувствительности к проблемам, изобретательности, оригинальности, эмоциональности и продуктивности.
Для реализации предлагаемой технологии необходимо её теоретическое осмысление, создание базы данных или картотек открытых задач по различным дисциплинам, выявление соответствующей «дозировки» степени внедрения открытых задач в систему изучения каждой дисциплины.
Урок математики.