Задание в учебнике:
7 * 10 – 1
Задача «закрытая». Изменяем условие и вопрос.
7 < 10 –
Задание: «Назовите все цифры, при подстановке
которых, вместо п получится верное неравенство. Как это
сделать? («открытая» задача, предполагающая
многовариантность ответов, методов)
При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода:
а) Метод проб и ошибок.
б) Метод рассуждения
Включение в число учебных и задач открытого типа, изменение степени (вида) их открытости позволяет решать некоторые противоречия, присущие традиционному обучению, а значит, выходить на новые образовательные результаты.
Убежденность в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную учебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументация, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), логично влечет вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Очевидно, нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач: и открытые, и закрытые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Поэтому можно рассматривать разные стратегии в использовании открытых и закрытых задач на уроках математики.
|
|
1) отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых задач и учиться использовать эти навыки в жизни с помощью открытых;
2) вводить материал с помощью открытых задач и отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых; так построено проблемное обучение.
Наибольшая эффективность в смешанной стратегии – использовать открытые задачи как в начале, так и в конце обучения.
Противоречия традиционного обучения, решаемые открытыми задачами
Элементы задачи | Виды открытости задач | Решаемое противоречие |
Цель | Неоднозначность цели («нечеткая задача», «задачи, формулируемые по ходу решения») | В школьной задаче цель для ученика поставлена заранее. В жизни часто, встречаясь с проблемами, мы много времени тратим на то, чтобы определить для себя, какую именно цель достичь (проявление наивысшей степени свободы и активности человека) |
Условие | Неоднозначность условия («задачи с лишним или неполным условием», «неправильные названия») | Такие задачи на уроках не встречаются, так как отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи, выполнен авторами учебника или учителем. В жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неопределенными |
Способ решения | Неоднозначность способа решения («творческая задача» в случае, если способ решения неизвестен и нужно его изобрести) | На уроках мы сначала изучаем способ решения определенного типа задач, а затем предлагаем задачи для его отработки. В жизни никто не говорит нам, каким способом нужно решать возникающие задачи. Появляется проблема выбора между различными возможными решениями |
Ответ | Неоднозначность от- вета (открытость задачи в узком смысле) | В учебном материале мы привыкли к однозначности правильного ответа, представленного в конце учебника. Жизнь дает нам возможность многих различных путей представления результатов решения возникающих проблем |
|
|
Таким образом, выбранная структура развивающего креативного урока математики и включение в его содержание открытых задач позволяют на основе метапредметного подхода (передача ученикам способов работы со знанием) организовать метапредметную деятельность (деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями) для достижения метапредметных результатов (освоенные учениками обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях).
Кейс-задание
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации