После изучения темы «Равенство и неравенство»

Задание в учебнике:

 

7 * 10 – 1        

Задача «закрытая». Изменяем условие и вопрос.

 

7 < 10 –

Задание: «Назовите все цифры, при подстановке

которых, вместо п получится верное неравенство. Как это

 сделать? («открытая» задача, предполагающая

многовариантность ответов, методов)

 

При первом знакомстве с заданием данного типа необходимо показать детям возможные пути решения данной проблемы через подводящий диалог с применением деятельностного подхода:

а) Метод проб и ошибок.
б) Метод рассуждения

Включение в число учебных и задач открытого типа, изменение степени (вида) их открытости позволяет решать некоторые противоречия, присущие традиционному обучению, а значит, выходить на новые образовательные результаты.

Убежденность в том, что открытые задачи способствуют вовлечению учащихся в универсальную учебную деятельность (целеполагание, планирование, аргументация, анализ, синтез, сравнение, контроль и самоконтроль), логично влечет вопрос: можно ли весь процесс обучения построить только на задачах открытого типа? Очевидно, нет. Ребенок в обучении должен решать оба типа задач: и открытые, и закрытые. Важно то, что эти два типа задач необходимо сочетать в определенной наиболее эффективной последовательности. Поэтому можно рассматривать разные стратегии в использовании открытых и закрытых задач на уроках математики.

1) отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых задач и учиться использовать эти навыки в жизни с помощью открытых;

2) вводить материал с помощью открытых задач и отрабатывать отдельные навыки с помощью закрытых; так построено проблемное обучение.

Наибольшая эффективность в смешанной стратегии – использовать открытые задачи как в начале, так и в конце обучения.

 

  Противоречия традиционного обучения, решаемые открытыми задачами

 

Элементы задачи Виды открытости задач Решаемое противоречие
Цель Неоднозначность цели  («нечеткая задача», «задачи, формулируемые по ходу решения») В школьной задаче цель для ученика поставлена заранее. В жизни часто, встречаясь с проблемами, мы много времени тратим на то, чтобы определить для себя, какую именно цель достичь (проявление наивысшей степени свободы и активности человека)
Условие Неоднозначность условия («задачи с лишним или неполным условием», «неправильные названия») Такие задачи на уроках не встречаются, так как отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи, выполнен авторами учебника или учителем. В жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неопределенными
Способ решения Неоднозначность способа решения («творческая задача» в случае, если способ решения неизвестен и нужно его изобрести) На уроках мы сначала изучаем способ решения определенного типа задач, а затем предлагаем задачи для его отработки.  В жизни никто не говорит нам, каким способом нужно решать возникающие задачи. Появляется проблема выбора между различными возможными решениями
Ответ Неоднозначность         от- вета (открытость задачи в узком смысле) В учебном материале мы привыкли к однозначности правильного ответа, представленного в конце учебника. Жизнь дает нам возможность многих различных путей представления результатов решения возникающих проблем

 

Таким образом, выбранная структура развивающего креативного урока математики и включение в его содержание открытых задач позволяют на основе метапредметного подхода (передача ученикам способов работы со знанием) организовать метапредметную деятельность (деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием и связана с жизненными ситуациями) для достижения метапредметных результатов (освоенные учениками обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях). 

Кейс-задание

Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: