Кинолекторий – это одна из форм культурно-досуговой работы, включающая просмотр и обсуждение фильма

 

Цель организации кинолектория: приобщение военнослужащих к киноискусству, формирование зрительской культуры и высоких духовно-нравственных качеств личного состава. Кинолекторий формирует эстетический запрос – потребность в хорошем, серьёзном кино.

Наиболее часто организатором кинолектория является заведующий клубом воинской части, но организовать кинолекторий может и заместитель командира роты по военно-политической работе. Целесообразно для организации кинолектория создать оргкомитет, который займется подготовкой сценария, оформлением помещения для кинолектория и отбором участников для обсуждения фильма.

 

При подборе темы кинолектория в первую очередь следует обратить внимание на кино о сильных духом и смелых людях, которые решают боевые задачи, о людях, которые переносят все тяготы войны с мужеством и стойкостью.

 

Организатор кинолектория, он же ведущий, обычно проводит предварительную беседу о фильме и его создателях. В беседе необходимо сориентировать личный состав на предстоящее обсуждение, дать им конкретные задания к будущей викторине: какие события отражены в фильме; какими средствами киноискусства актёры раскрывают образы главных героев; как музыка передаёт и эмоционально усиливает отдельные эпизоды фильма. Целесообразно объяснить при этом незнакомые термины киноискусства, например, такие как сюжет, титры, сценарий, режиссёр и др.

 

Задания-вопросы помогают военнослужащим подобрать материал для выступлений во время обсуждения, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении заданий необходимо учитывать их склонности, интересы, уровень развития.

 

Целенаправленному просмотру кинофильма и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним военнослужащих. Например, можно предложить следующий план:

1. Кто автор сценария фильма? Какие факты его творческой биографии вам известны?

2. Кто режиссёр-постановщик фильма? Какова его творческая биография?

3. Идейно-тематическое содержание фильма, решение в фильме актуальных проблем.

4. Образы главных героев и искусство игры актёров.

5. Художественно-эстетические достоинства фильма.

6. Жанр кинокартины. В чём проявляются его особенности в этом фильме?

7. Общее впечатление о фильме.

 

Различают два варианта обсуждения: экспромт и специально подготовленное обсуждение.

В тех случаях, когда военнослужащие знают основные критерии оценок художественного фильма, обсуждение может пройти сразу после просмотра в форме свободной беседы, направляемой организатором кинолектория.

Но чаще практикуется второй вариант – специально подготовленное обсуждение. Как же его готовить? Возможно использование разных приёмов, которые активизируют военнослужащих и нацеливают их на восприятие фильма.

 

До просмотра фильма оргкомитет распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра (лучше начинать с обсуждения фильма-экранизации, где работа режиссёра наиболее «ощутима»), другой – оператора, третий – сценариста. Несколько военнослужащих получают задание оценить оформление фильма – художественное и музыкальное. Два-три военнослужащих (по желанию) просматривают периодическую печать с целью выявления отзывов и рецензий на кинофильм.

 

Можно рекомендовать после просмотра кинофильма провести анкетирование военнослужащих. В анкету включаются 2-3 вопроса.

Например, 1. Что тебе больше всего понравилось в фильме? 2. Что не понравилось? 3. Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот фильм?

Иногда целесообразно предложить военнослужащим дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме.

 

Оформление помещения перед обсуждением должно способствовать созданию в коллективе атмосферы заинтересованности. С этой целью, например, вывешиваются бюллетени отзывов о фильме, шутливые лозунги (что уместно при обсуждении кинокомедии), красочно выполненная афиша.

 

Обсуждение кинофильма – сложная форма культурно-досуговой работы. Военнослужащие по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому организатору кинолектория. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению.

 

Возможные варианты вопросов:

• Понравился ли вам кинофильм? (Если понравился – мотивируйте, почему считаете фильм хорошим.)

• Это фильм-экранизация. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее – фильм или повесть? Почему?

• Что вы можете сказать о работе сценариста и режиссёра? Что нового они внесли в фильм? От чего отказались?

• Какова идея фильма?

• Какие главные проблемы решаются в фильме? Назовите их.

• Согласны ли вы с таким сценарием? Может быть, в чём-то сценарист не прав?

• Почему фильм так называется? Удачно ли это название?

• Кто из героев фильма показался вам самым привлекательным? Чем именно вас привлекает этот персонаж?

• Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели сказать сценарист и режиссёр?

• Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт (главных и 2-3 – второстепенных героев). В чем вы им сочувствуете? За что осуждаете?

• Работу каких актёров вы считаете наиболее удачной и почему?

• Какие нравственные проблемы решаются в фильме и как?

• Чем вы объясните поступки героев?

• Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?

• Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?

• Как показаны картины природы?

• Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?

• Какие вы заметили недостатки фильма?

• Можно ли считать этот фильм событием в киноискусстве?

 

В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий военнослужащий высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с военнослужащими, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать увиденные на экране события с повседневной жизнью личного состава. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать военнослужащим предварительно прочитать его.

 

Организатору кинолектория следует повести обсуждение так, чтобы ответы военнослужащих подкреплялись ссылками на конкретные эпизоды фильма, выводами из увиденного.

На обсуждение фильма можно пригласить (если это возможно) кого-нибудь из создателей фильма, актёров.

 

Заключает обсуждение организатор кинолектория, офицер-воспитатель. Он высказывает своё отношение к отдельным моментам фильма и делает логические акценты на его художественных достоинствах и воспитательном значении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: