Цель организации кинолектория: приобщение военнослужащих к киноискусству, формирование зрительской культуры и высоких духовно-нравственных качеств личного состава. Кинолекторий формирует эстетический запрос – потребность в хорошем, серьёзном кино.
Наиболее часто организатором кинолектория является заведующий клубом воинской части, но организовать кинолекторий может и заместитель командира роты по военно-политической работе. Целесообразно для организации кинолектория создать оргкомитет, который займется подготовкой сценария, оформлением помещения для кинолектория и отбором участников для обсуждения фильма.
При подборе темы кинолектория в первую очередь следует обратить внимание на кино о сильных духом и смелых людях, которые решают боевые задачи, о людях, которые переносят все тяготы войны с мужеством и стойкостью.
Организатор кинолектория, он же ведущий, обычно проводит предварительную беседу о фильме и его создателях. В беседе необходимо сориентировать личный состав на предстоящее обсуждение, дать им конкретные задания к будущей викторине: какие события отражены в фильме; какими средствами киноискусства актёры раскрывают образы главных героев; как музыка передаёт и эмоционально усиливает отдельные эпизоды фильма. Целесообразно объяснить при этом незнакомые термины киноискусства, например, такие как сюжет, титры, сценарий, режиссёр и др.
|
|
Задания-вопросы помогают военнослужащим подобрать материал для выступлений во время обсуждения, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении заданий необходимо учитывать их склонности, интересы, уровень развития.
Целенаправленному просмотру кинофильма и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним военнослужащих. Например, можно предложить следующий план:
1. Кто автор сценария фильма? Какие факты его творческой биографии вам известны?
2. Кто режиссёр-постановщик фильма? Какова его творческая биография?
3. Идейно-тематическое содержание фильма, решение в фильме актуальных проблем.
4. Образы главных героев и искусство игры актёров.
5. Художественно-эстетические достоинства фильма.
6. Жанр кинокартины. В чём проявляются его особенности в этом фильме?
7. Общее впечатление о фильме.
Различают два варианта обсуждения: экспромт и специально подготовленное обсуждение.
В тех случаях, когда военнослужащие знают основные критерии оценок художественного фильма, обсуждение может пройти сразу после просмотра в форме свободной беседы, направляемой организатором кинолектория.
|
|
Но чаще практикуется второй вариант – специально подготовленное обсуждение. Как же его готовить? Возможно использование разных приёмов, которые активизируют военнослужащих и нацеливают их на восприятие фильма.
До просмотра фильма оргкомитет распределяет поручения: один из членов коллектива должен анализировать работу режиссёра (лучше начинать с обсуждения фильма-экранизации, где работа режиссёра наиболее «ощутима»), другой – оператора, третий – сценариста. Несколько военнослужащих получают задание оценить оформление фильма – художественное и музыкальное. Два-три военнослужащих (по желанию) просматривают периодическую печать с целью выявления отзывов и рецензий на кинофильм.
Можно рекомендовать после просмотра кинофильма провести анкетирование военнослужащих. В анкету включаются 2-3 вопроса.
Например, 1. Что тебе больше всего понравилось в фильме? 2. Что не понравилось? 3. Если бы ты был режиссёром, как бы закончил этот фильм?
Иногда целесообразно предложить военнослужащим дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме.
Оформление помещения перед обсуждением должно способствовать созданию в коллективе атмосферы заинтересованности. С этой целью, например, вывешиваются бюллетени отзывов о фильме, шутливые лозунги (что уместно при обсуждении кинокомедии), красочно выполненная афиша.
Обсуждение кинофильма – сложная форма культурно-досуговой работы. Военнослужащие по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому организатору кинолектория. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению.
Возможные варианты вопросов:
• Понравился ли вам кинофильм? (Если понравился – мотивируйте, почему считаете фильм хорошим.)
• Это фильм-экранизация. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее – фильм или повесть? Почему?
• Что вы можете сказать о работе сценариста и режиссёра? Что нового они внесли в фильм? От чего отказались?
• Какова идея фильма?
• Какие главные проблемы решаются в фильме? Назовите их.
• Согласны ли вы с таким сценарием? Может быть, в чём-то сценарист не прав?
• Почему фильм так называется? Удачно ли это название?
• Кто из героев фильма показался вам самым привлекательным? Чем именно вас привлекает этот персонаж?
• Какие сюжетные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели сказать сценарист и режиссёр?
• Дайте краткую характеристику положительных и отрицательных черт (главных и 2-3 – второстепенных героев). В чем вы им сочувствуете? За что осуждаете?
• Работу каких актёров вы считаете наиболее удачной и почему?
• Какие нравственные проблемы решаются в фильме и как?
• Чем вы объясните поступки героев?
• Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?
• Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?
• Как показаны картины природы?
• Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?
• Какие вы заметили недостатки фильма?
• Можно ли считать этот фильм событием в киноискусстве?
В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий военнослужащий высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с военнослужащими, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать увиденные на экране события с повседневной жизнью личного состава. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать военнослужащим предварительно прочитать его.
|
|
Организатору кинолектория следует повести обсуждение так, чтобы ответы военнослужащих подкреплялись ссылками на конкретные эпизоды фильма, выводами из увиденного.
На обсуждение фильма можно пригласить (если это возможно) кого-нибудь из создателей фильма, актёров.
Заключает обсуждение организатор кинолектория, офицер-воспитатель. Он высказывает своё отношение к отдельным моментам фильма и делает логические акценты на его художественных достоинствах и воспитательном значении.