Объединение истории развития хозяйства, мировой экономики с историей развития экономической мысли в рамках курса «История экономики и экономической мысли» помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, ее взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений и, самое главное, сформировать общеэкономическое мировоззрение будущего специалиста.
Цель ИЭЭМ - обеспечение углубленного изучения и творческого усвоения содержания основных экономических учений в конкретно-исторических условиях их возникновения и развития для формирования у студентов навыков самостоятельного анализа и разработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.
ИЭЭМ как фундаментальная дисциплина занимает важное место в системе экономических наук. Будучи генетикой экономической мысли, она логически дополняет курс экономической теории, углубляет знания по политической экономии, микро- и макроэкономике, функциональным и отраслевым экономическим дисциплинам.
Функции ИЭЭМ:
1) аккумуляционная;
2) подготовительная;
3) мировоззренческая;
4) теоретико-познавательная;
5) формирование реализма;
6) методологическая;
7) практическая.
На рис. 1.1 представлено описание предмета ИЭЭМ.

Рис. 1.1. Предмет ИЭЭМ
В общем виде составляющие методологии ИЭЭМ представлены на рис. 1.2.
![]() |
Рис. 1.2. Методология ИЭЭМ
Ядром методологии ИЭЭМ являются ее собственные, специфические методы:
- исторический (историко-генетический) – основывается на последовательном анализе фактов и процессов эволюции объектов, исследуемых наукой (способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей национального хозяйства, экономических процессов и явлений, экономических учений). Этот метод обеспечивает конкретность в описании и раскрывает причинно-следственные связи между явлениями и процессами;
- системно-структурный – предусматривает изучение целого и его частей как взаимосвязанной системы. Каждая система имеет свое строение, определенную структуру и функции. При этом система в целом имеет свойства, качественно отличные от свойств ее отдельных составляющих;
- историко-сравнительный – основывается на сравнении объектов историко-экономического анализа во времени и пространстве. Благодаря этому методу в истории выделяется общее, особое и единичное; пути, варианты и модели развития формаций, отдельных стран, явлений; можно отследить роль традиций и революций в истории экономики и экономических учений. Это разрешает провести классификацию и типологизацию (выявление однородных свойств) историко-экономических процессов;
- проблемно-логический – предопределяет выявление внутренней логики экономических теорий, их категориального аппарата. Это позволяет представить ИЭЭМ как объективно обусловленную историю постановки и решения теоретических и практических проблем.
На рис. 1.3 представлены различные подходы к периодизации экономической истории.

| Автор | Критерий периодизации | Периоды |
| Мечников Л.И. | Степень развития водных путей сообщения | - речной период; - средиземноморский период; - океанический период |
| Лист Ф. | Основные виды хозяйственной деятельности | - дикость; - пастушеская стадия; - земледельческая стадия; - земледельческо-мануфактурная стадия; - земледельческо-мануфактурно-коммерче-ская стадия |
| Маркс К. | Тип собственности на средства производства | - первобытнообщинная формация; - рабовладельческая формация; - феодальная формация; - капиталистическая формация; - коммунистическая формация |
| Гильдебранд Б. | Способ обмена материальными благами | - натуральное хозяйство; - денежное хозяйство; - кредитное хозяйство |
| Бюхер К. | Способ обмена и длина пути, который проходит товар от производителя к потребителю | - замкнутое домашнее хозяйство; - городское хозяйство; - народное хозяйство |
| Ростоу У. | Уровень развития производи-тельных сил | - традиционное общество; - период создания условия для сдвига; - стадия промышленного переворота; - стадия зрелости; - стадия массового потребления; - стадия качественного улучшения условий жизни человека |
| Белл Д., Туррен А. и др. | Уровень развития производ-ства, отраслевого и профес-сионального разделения труда | - доиндустриальное общество; - индустриальное общество; - постиндустриальное общество |
Рис. 1.3. Подходы к периодизации экономической истории
Вопросы для самодиагностики знаний:
1. Что изучает история экономики и экономической мысли?
2. Проанализируйте взаимосвязь ИЭЭМ с другими гуманитарными науками и ее место в системе экономических наук.
3. Поясните функции ИЭЭМ.
4. На какие универсальные исследовательские приемы опирается ИЭЭМ?
5. Какие специальные методологические подходы применяются ИЭЭМ?
6. Назовите хронологические рамки эпохи Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Проблемные вопросы для самостоятельного рассмотрения:
1. Охарактеризуйте основные источники ИЭЭМ.
2. Раскройте основные подходы к периодизации экономической истории.
3. Актуальность изучения ИЭЭМ для подготовки современных специалистов.







