Техники проведения партнерской беседы

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Психология

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Общий психологический практикум

тема: Способы установления и поддержания контакта в беседе

 

 

Студентка группы ПСД/с-19-1о

Кафедры Психология

Щедрина Д.В.

Проверила Чабаненко С.В.

 

 

Севастополь 2020

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………….3

1. Установление контакта……………………………………………….4

2. Поддержание беседы…………………………………………………6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………….………………..11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12

 

 

Введение

Общение - это психологическая категория. Существует много различных определений и понятий “общения”, прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему. Общение - это и условие человеческой жизни, и одна из основных потребностей человека. Общение - это вид психической деятельности человека и система отношений человека к окружающему миру. На практике часто путают два понятия “общение” и “отношение”. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

 

Установление контакта

 Максимальную трудность представляет для собеседников начало беседы. На этом этапе нужно, прежде всего, произвести впечатление друг на друга, принять заданные условия общения и снять эмоциональное напряжение. Часто большую роль при установлении контакта играет эффект “первого впечатления”. Когда мы видим человека впервые, то происходит так называемый “перенос” - мы подсознательно причисляем видимого нами человека в разряд “приятных” или “неприятных”, “хороших” или “плохих” для нас. У каждого человека есть эталон человека, с которым мы сравниваем всех других.

Параметры, по которым мы оцениваем человека при первом знакомстве, могут быть совершенно разными для разных людей: внешность, рост, фигура, одежда, тембр голоса, сходство с любимыми (нелюбимыми) людьми и т.п. Для эксперта важно, чтобы первое впечатление не создало отрицательную установку на общение с аттестуемым и не повлияло на его профессиональную оценку. В социальной психологии существует эффект установки на восприятие другого человека. Может быть 3 типа установки:

1. Позитивная - переоцениваем положительные качества и игнорируем слабые качества человека: проявляем неосознанное доверие симпатию.

2. Адекватная установка - воспринимаем, что у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

3. Негативная установка - воспринимаем только отрицательные качества, выискиваем недостатки, подозрительны, недоверчивы. Эксперт должен ориентироваться только на адекватную установку при восприятии аттестуемого.

Часто на восприятие другого человека влияет “эффект новизны”: на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения о нем, предъявляемые в первую очередь. Особенно это касается незнакомого человека. Последняя информация о человеке оказывается наиболее значимой. Обычно, недоброжелатель, желающий навредить своей коллеге, спешит сообщить о нем что-то порочащее экспорту. На таком установочном фоне человеку трудно оправдаться и что-либо доказывать. Эксперту важно воспринимать человека непредвзято, не следуя услышанному о нем мнению коллег до того, как сам не поговорит с ним.

Часто на восприятие другого человека влияет эффект “авансирования” - когда, например, аттестуемому приписывают несуществующие достоинства, а затем разочаровываются, сталкиваясь с его реальным поведением и уровнем профессионализм которое неадекватно сложившемуся о нем положительному представлению.

Известный психолог К. Роджерс, выделил 3 условия установления контакта с человеком:

1. Искренность: то, что я чувствую, я осознаю, и выражаю в общении.

2. Безусловное принятие другого человека - принятие без предупреждений, без “наклеивания ярлыков”

3. Эмпатия - сопереживание, настроенность на другого человека, способность её глазами увидеть ситуацию.

У эксперта должно быть минимальное проявление эффекта проецирования на люд собственных качеств. Это обычно вызывает установку на ожидание соответствующего поведения (делай, как я это делаю). Часто это проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого (“Я бы так не поступил”). В начале беседы настройтесь на человека, войдите в его положение, почувствуйте его, используйте для этого и вербальные, и невербальные средства. Вспомните простой и эффективный способ снятия напряжения - комплимент. Комплимент-это любезные слова, лестный отзыв, не противоречащий действительности и соответствующий ожиданиям партнера. Достаточно сказать несколько теплых слов человеку, подчеркнуть его значимость напряжение сразу станет убывать. Шутка, которая вызовет улыбку, также способствует разрядке первоначальной напряженности.

Поддержание беседы

Многие люди беспокоятся, что в определённый момент им нечего будет сказать. У них часто ошибочное мнение, что хорошее общение возможно только в том случае если они являются хорошими рассказчиками. Между прочим, умение слушать намного более важно, чем умение говорить. Многие люди находят большое удовлетворение в благодарном слушателе.
Важно, чтобы Вы отчаянно не искали, что сказать. Поэтому, вначале предлагаем Вам попрактиковаться в умении слушать. Вы можете делать это, задавая собеседнику вопросы и показывая при этом ему свою заинтересованность (не забудьте про невербальное поведение).

1. ОТКРЫТЫЕ ИЛИ ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ.

Открытые вопросы это вопросы, которые начинаются с что, кто, где, когда, как и т.д. Например: Что Вы думаете об этой еде? Какие у Вас увлечения? Чем Вы занимаетесь? Закрытые вопросы это вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Например: "Вам нравится эта еда? Вам нравиться работать на даче? Вы работаете в офисе? Закрытые вопросы не предлагают пространства для ответа, в то время как человек, которому задают открытый вопрос, может ответить на него подробно и детально так, как он только пожелает. Открытые вопросы намного лучше используются для поддержания беседы. Человек, который регулярно задаёт открытые вопросы, часто производит впечатление приятного собеседника.

2. ВЕДЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Как только Вы начали с кем-то разговор, Вы можете придерживаться одной и той же темы в беседе. Например, если это кулинария, то можно говорить о других блюдах или о пристрастиях к ресторанам и барам. Старайтесь придерживаться в беседе темы, которую поддерживает Ваш собеседник. Не перескакивайте с темы на тему, лучше придерживаться одной линии в разговоре. Так, если Вы продолжаете разговор о иностранной кухни, Вы можете спросить, как Вашему собеседнику понравились те или иные блюда, как часто он бывал за границей, что он думает об этом и т.д. Вам не стоит только слушать и задавать вопросы. Время от времени Вы можете делиться с собеседником своими воспоминаниями или впечатлениями. Не всегда надо ждать, пока Ваш собеседник задаст Вам вопрос. Если Вам задали вопрос, Вы можете слегка коснуться своих впечатлений по поводу задаваемого, и собеседник дальше сам подхватит нить разговора.

3. Другие способы поддержания беседы

Помимо задаваемых вопросов Вы можете поддерживать беседу другими способами. Каждый знает "мммм" которое использует слушающий для выражения своего интереса без прерывания собеседника. Когда говорящий делает паузу, можно вставить пару слов, например, "действительно?", "это здорово!", "я понимаю вас" и т.д. Иногда Вы можете просто повторить последние слова Вашего собеседника: "целых три часа!".
Ещё одним эффективным методом является обобщение сказанного Вам. Например: " Итак, после всего этого Вы почувствовали, что с Вас хватит".Этот этап беседы предполагает активное слушание собеседника и понимание его проблемы. Понять невозможно, не услышав. Сообщение может не дойти до Вас, если Вы сам “не умеете слушать”, и если Ваш партнер “не умеет излагать свои мысли”. Вспомним некоторые изречения, ставшие “крылатыми”: Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего (Восточная мудрость “Бывает, что человек судит здорово, но внятно изложить свои мысли не может” (Цицерон) “Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу из тех, кто говорит плохо” (Плутарх). Если Вы желаете повлиять на ситуацию - послушайте, что Вам говорят.

Тот, кто говорит, может сказать нечто ценное для Вас. Слушайте внимательно, добывайте из этого пользу для себя. При этом концентрируйте внимание на таких аспектах: слушайте, чтобы найти ключевые слова; слушайте, чтобы определить узкие места; слушайте, чтобы определить возможность собственного маневра; слушайте, чтобы найти противоречие в рассуждениях собеседника. Подумайте над этим перечнем, попробуйте его расширить и улучшить.

Для того, чтобы научиться слушать собеседника, необходимо соблюдать некоторые условия. Полноценное слушание требует следующих условий:

 - слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем;

 - слушающий отказывается от всяких предупреждений по отношению к говорящему;

- слушающий не пользуется чужими и предвзятыми оценками;

-слушающий абсолютно свободен от какого бы то ни было смущения и может задавать любые вопросы;

- слушающий показывает говорящему, что тот услышан и смысл сказанного понят.

Мы обычно слушаем не столько другого человека, сколько свои собственные мысли и чувства, которые возникают у нас в ответ на сообщение партнера. Мы мало понимаем из того, что говорит партнер, поэтому часто думаем: “А что я могу сделать, чем ему помочь?”, или “а что из этого следует?”. В результате собеседник говорит о своем, а мы думаем о своем. Для эксперта очень важно научиться слушать аттестуемого. Очень часто, лучшее, что мы можем сделать для человека - это выслушать его, понять и принять, не осуждая и не оценивая. Однако, часто нашей первой реакцией на сообщение другого человека является оценка или осуждение, но не понимание. В понимании другого есть огромный риск - оно может нас изменить, оно грозит нашей личной стабильности, а мы боимся изменений. Умение слушать - помогает нам самим развиваться духовно. Для того, чтобы лучше ориентироваться в проблеме, понять собеседника правильно, существуют техники активного слушания (или техники партнерской беседы).



Техники проведения партнерской беседы.

А. Не способствуют взаимопониманию партнеров: 1. Негативная оценка - принижение партнера.

Высказывание, принижающие личность партнера, например: “Глупости ты говоришь”, “Ты видишь это в неправильном свете” и т.д.

2. Игнорирование. Собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями.

3. Эгоцентризм. Собеседник пытается найти у партнера понимание лишь тех проблем, которые волнуют его самого.

4. Перебивание. Попытка развить его идею или сделать вывод не дослушав.

В. Промежуточные техники:

5. Выспрашивание. Собеседник задает партнеру вопрос за вопросом, а намерения, с которыми они задаются, остаются неясными собеседнику.

6. Замечание в ходе беседы. Высказывается впечатление о том, как протекает беседа: “Мы несколько отвлеклись от темы”, “Мы настолько эмоционально беседуем, что нам это мешает” и т.д.

7. Поддакивание. Собеседник сопровождает высказывание партнера реакциями типа: “Да-да”, “Угу” и

т.п. С. Способствует пониманию партнера (активное слушание):

8. Проговаривание (эхо-техника). Собеседник своими словами передает высказанные мысли и чувства партнера: “Как я понял...”, “Другими словами...” и т.д.

9. Развитие идеи. Собеседник выводит логическое следствие из слов партнера или выдвигает предположение относительно причин высказывания: “Видимо, потому что...”, “Если исходить из того, что вы сказали, то...”

10. Резюме. Собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном, обобщенном виде, кратко формулирует самое существенное в нем “Вашими основными идеями, как я понял, является...”, “Итак...”Сообщение о переживаемом влияет на ход беседы.

Заключение

В заключении хотелось бы рассмотреть некоторые советы как быть хорошим собеседником.                                                                                                                   1. Интересно общаться с тем человеком, который сам интересуется окружающим миром. Будьте начитанным, смотрите самые разнообразные фильмы, посещайте выставки и спектакли, наконец, просто старайтесь составить мнение о происходящем вокруг, стараясь подметить то, что не заметили другие

2. Начиная разговор, примите открытую позу, соблюдая оптимальную дистанцию между Вами и собеседником. Кроме того, беседа предполагает наличие зрительного контакта: не стоит бояться смотреть собеседнику прямо в глаза – этим Вы подчеркнёте увлечённость процессом общения.

3. Старайтесь улыбнуться собеседнику в том месте беседы, где это уместно. Улыбка – это знак благосклонности!

 4. В ответ на вопрос необходимо давать информацию, которую хотел узнать собеседник, но, кроме того, стоит оставить своеобразную зацепку, позволяющую продолжить беседу.

5. Если Вы строите разговор с ранее незнакомым человеком, то постарайтесь запомнить его имя с первого раза, не забывая затем обращаться к собеседнику по имени.

6. Опирайтесь на темы, которыми увлечён Ваш партнёр. Не бойтесь задавать вопросы, если что-то незнакомо или непонятно. Если вы оба увлечены сходными темами, то задача упрощается

7. Важно правильно подобрать место и время разговора. Например, Вам лично было бы комфортно разговаривать в момент спешки? Если в данный момент беседа невозможна, то можно поинтересоваться, когда собеседник будет доступен для общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: