Товарное производство

 

Товарное производство зарождается как противоположность натурального хозяйства. Обмен товаров, возникнув «на стыке», т.е. в точках соприкосновения общин, затем начал проникать и внутрь их.

Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда. Это – специфический способ отношений между производителями и потребителями, измерения труда и включения его в совокупный труд общества. По существу, это не прямая, а косвенная форма общественного признания труда, которая осуществляется не в самом производстве (где труд затрачивается), а в сфере обмена, купли-продажи.

Смена натурального производства товарным – длительный и сложный процесс. Выше уже говорилось об устойчивости, застойности натурального хозяйства. Широко сохранилось оно и в современном мире, а в экономически слабо развитых странах существует в массовых масштабах. Отдельные очаги натурально-хозяйственных отношений сохраняются и в развитых странах.

Как же достигается вытеснение натурального производства? Прежде всего путем втягивания хозяйственных единиц в товарообмен, в акты купли и продажи, закрепления возникающей при этом специализации производства. Такое закрепление способно обеспечить выгоду каждому из обменивающихся контрагентов. Основой     этой выгоды и движущей силой развития товарного хозяйства является экономия времени, достигаемая в результате специализации производства. На ее базе становится возможным полнее удовлетворять потребности.

Проиллюстрируем сказанное условным примером.

Два крестьянских хозяйства, располагая каждое фондом рабочего времени в 30 единиц, затрачивает его поровну на продукт А и на продукт Б. Но производительность труда при этом у них разная: первое расходует в два раза больше времени на продукт Б (две единицы вместо одной), т.е. создает 15 А и 7,5 Б; а второе – на продукт А, т.е. выпускает 7,5 А и 15 Б. Если первое хозяйство откажется от производства продукта Б и сосредоточится на продукте А, а второе, наоборот, полностью перейдет на продукт Б, то каждого вида продукта будет выпущено по 30 штук вместо 22,5 единиц. В результате обмена 15 А на 15 Б каждое хозяйство будет иметь для потребления того и другого продукта существенно больше, чем прежде.

Такова простейшая условная схема. Жизнь, конечно, богаче любой схемы. Возможны и такие варианты: отказавшись от производства какого-то продукта, производитель затем не находит его на рынке; или рост эффективности труда оказывается недостаточным для приобретения в нужном количестве требуемого продукта. Втягивание в товарооборот порождает зависимость от другого, а значит, усиливает моменты неустойчивости и неопределенности. Это и выступает фактором продления жизни натуральному хозяйству. Но рано или поздно экономический прогресс, связанный с переходом от натурального хозяйства к товарному, пробивает себе путь.

В докапиталистических способах производства товарные отношения играют подчиненную роль, укореняясь, как правило, «в порах» натурального по своему характеру производства. Устанавливая связи между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями, крестьянскими хозяйствами и т.п.), товарно-денежные отношения открывают дополнительные возможности для развития производства. Именно с развертыванием торговли были связаны подъем рабовладельческих латифундий в Древней Греции и Римской империи, успехи ремесленных цехов, великие достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.

Товарные отношения стали быстро развиваться в условиях разложения феодального строя. Они в огромной степени способствовали этому процессу, создавая предпосылки для возникновения капитализма.

Наиболее широко и глубоко экономика общества охватывается товарными отношениями в условиях капиталистического способа производства. Они пронизывают здесь все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К.Маркс, в его элементарную «клеточку». Вместе с тем в условиях монополистического (особенно государственно-монополистического) капитализма происходит, подчеркивал В.И.Ленин, подрыв классического товарного производства. Оно остается базисом капиталистического производства, но уже не в своей классической, характерной для периода свободной конкуренции форме. В практику капиталистического хозяйства внедряются элементы планомерного, то есть, по сути, непосредственно общественного регулирования производства. Внедряются, разумеется, не потому, что это способствует идеологическим устремлениям капиталистов. Дело в другом. Достигнутый ко времени становления монополистического капитализма уровень обобществления производства настоятельно требует скоординированного функционирования народного хозяйства. Без такой скоординированности экономический прогресс становится невозможным. Реакцией на эту объективную потребность как раз и являются привносимые монополиями элементы планомерного регулирования общественного производства.

Различают простое и капиталистическое товарное производство. Общей их чертой является частная собственность на средства производства и производство вещей для обмена. Вместе с тем существуют различия между простым и капиталистическим товарным производством.

 

Различия

 

 

1) средства производства принадлежат товаропроизводителю

2) Используется личный труд товаропроизводителя

3) Произведенный товар принадлежит производителю

4) Цель производства – удовлетворение потребностей товаропроизводителя через обмен

1) Средства производства принадлежат капиталисту

2) Используется наемный труд

3) Произведенный товар принадлежит капиталисту

4) Цель производства – получение прибавочной стоимости


 

Одновременно на этапе простого товарного производства формируются новые субъекты экономики – предприниматель-капиталист и наемный рабочий. Капиталистическое товарное производство в своем развитии прошло несколько этапов: период становления или первоначального накопления капитала, свободная рыночная экономика (с преобладанием индивидуальной капиталистической собственности и стихийной конкуренции), товарное производство на основе коллективного собственника, современный этап капиталистического производства с социально-ориентированной рыночной экономикой. Все чаще в систему экономических отношений вступает государство как специфический субъект рыночной экономики.

 

 


Теория стоимости

 

В процессе развития экономической теории возникало множество дискуссий относительно теории стоимости. Но ни одна из них не получила абсолютного признания. Самой распространенной является теория трудовой стоимости. Начало ее разработки принадлежит представителям классической политической экономии Уильяму Петти, Адаму Смиту, Давиду Рикардо. Позднее ее завершил Карл Маркс. Ее сторонники утверждают, что стоимость – это общественная черта вещи. Складывается она в отношениях между товаропроизводителями. Стоимость товара отражает затраты труда на его производство, а также овеществленный труд.

Значительный вклад в разработку трудовой теории стоимости сделал К.Маркс. Он разработал положение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре.

Трудовая теория стоимости вошла в противоречие с прикладными исследованиями, практическими реалиями.

Существует трехфакторная концепция стоимости, которая считает основой стоимости землю, труд, капитал. Родоначальником ее есть Жан Батист Сэй. Каждый фактор создает свою долю стоимости: капитал – процент, труд – заработную плату, земля – ренту.

Принципиально новые подходы к теории стоимости начали формироваться в 70-е годы Х1Х века. В ее основе лежит теория предельной полезности. Она разработана экономистами Джевонс, Менгер, Визер, Бам-Беверк, Вальрас, Туган-Барановский. Согласно этой теории стоимость товара определяется полезностью товара для покупателя. Эта теория ориентирует нас изучение интересов и мотивов деятельности потребителей.

Это способствовало созданию теории потребительского поведения. Она стала компромиссом между различными направлениями экономической науки, в том числе и теории стоимости. Она была разработана английским математиком и экономистом Альфредом Маршаллом (1842-1924). Он считал, что издержки производства, интенсивность спроса, объемы производства и цена продукта взаимно регулируются. Поэтому анализ потребностей, спроса и полезности дают возможность построить модель равновесной цены.

 

Двойственный характер труда, воплощенного в товаре

 

Причина такой двойственности товара заключена в двойственном характере труда товаропроизводителя. С одной стороны, это труд определенного вида, характеризующийся своими предметами и средствами, приемами, целью и результатами. Это разнокачественный, конкретный труд, создающий потребительную стоимость товара. С другой стороны, это труд вообще, безотносительно к его конкретной форме, труд как определенная часть совокупного общественного труда, выявляемая на рынке, или абстрактный труда. Он создает стоимость товара.

Идея о трудовом происхождении стоимости была выдвинута задолго до К.Маркса. К основоположникам трудовой теории стоимости относятся родоначальники классической буржуазной политической экономии: Уильям Петти – выдающийся английский экономист и статистик ХУП века; Адам Смит – великий шотландец, живший в ХУШ веке; Давид Рикардо – удачливый английский бизнесмен. С его именем связано высшее развитие классической буржуазной политической экономии. Однако именно К.Марксу суждено было внести главный вклад в трудовую теорию стоимости – открыть и проанализировать двойственный характер труда, создающего товар.

Труд вообще и общественный труд (труд на других) существуют на всех этапах развития общества. И в первобытной общине, и в патриархальной семье люди, затрачивая физиологическую энергию, так или иначе трудились друг на друга. Однако стоимость здесь не возникла, товары не создавались. В стоимости, следовательно, воплощается не просто общественный труд, а общественный труд особого рода.

В чем же состоит его специфика? В том, что общественный характер труда в условиях товарного производства является скрытым.

Свое общественное значение труд обнаруживает лишь в обмене, то есть после его завершения. Абстрактный труд, создающий стоимость, - это специфическая общественная форма труда, присущая лишь товарному производству и выражающая отношения обособленных товаропроизводителей.

Данное положение в равной мере относится и к материализации абстрактного труда – стоимости. Это не естественное, а сугубо общественное свойство товара, в котором, по выражению К.Маркса, нет ни грамма вещества природы. В основе стоимости лежит общественный труд, означающий, что люди трудятся друг на друга. Но трудясь друг на друга, обособленные товаропроизводители тем самым вступают друг с другом в производственные отношения.

Именно поэтому стоимость и есть отношение между людьми. Особенности же ее как отношения в том, что стоимость обнаруживает себя, как и общественный характер труда товаропроизводителя, лишь через обмен продуктов труда. Для выражения данного обстоятельства К.Маркс считал необходимым к определению стоимости как отношения между людьми добавлять: это отношение, прикрытое вещной оболочкой.

Положение товаропроизводителя противоречиво. С одной стороны, его труд носит общественный характер, он необходим другим товаропроизводителям, нуждающимся в его товаре. С другой стороны, его труд обособлен, ведется за собственный счет и на неизвестного потребителя. Чтобы была доказана общественная значимость этого труда, нужно, чтобы соответствующий товар на рынке нашел покупателя и был реализован.

Выходит, что труд товаропроизводителя одновременно является и общественным, и обособленным (в условиях частной собственности – частным). В этом и состоит самое глубокое, основное противоречие товарного производства, которое применительно к каждому товару разрешается на рынке, но постоянно воспроизводится как противоречие товарной организации общественного хозяйства в целом.

Включение в состав совокупного общественного труда – самая сложная и жизненно важная для каждого товаропроизводителя проблема, ибо в случае неудачи он не продаст свой товар и окажется в катастрофическом положении. Проблема усугубляется тем, что структура общественных потребностей не является постоянной, неизменной, раз и навсегда данной. Время от времени она обязательно перестраивается, а значит, должна перестраиваться и структура производства, структура совокупного общественного труда. Угроза, что товар не будет реализован, вынуждает товаропроизводителя чутко реагировать на конъюнктуру рынка, постоянно приспосабливаться к ней.

В этом проявляются и сильные стороны товарно-денежных отношений, и их противоречивый, ограниченный, в конечном счете, исторически преходящий характер, обусловленный самим развитием общественного производства.

Поскольку товар – это форма продукта труда, то ему присущи все те свойства последнего, которые были рассмотрены выше. Что же отличает товар от продукта? Товар предстает прежде всего как продукт труда, изготовляемый не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Отсюда вытекают особенности натурально-вещественной и социально-экономической сторон товара. Каждый товар обладает потребительной стоимостью, но он удовлетворяет потребности не самого его создателя, а других людей и является общественной потребительной стоимостью. Она интересует создателя лишь постольку, поскольку влияет на способность товара обмениваться на другие товары. Данное свойство товара (обмениваемость) получило название его меновой стоимости. На меновую стоимость наглядно указывает ценник, который сопутствует товарам при их продаже.

Что же лежит в основе меновой стоимости? Обмен товаров в определенной пропорции означает, что они количественно сравниваются. А количественное сравнение всегда предполагает наличие чего-то качественно –общего, единого. Таким «общим знаменателем» для обмениваемых товаров является то, что все они создаются трудом.   

 

 

Тема 4  ДЕНЬГИ. ЗАКОН СТОИМОСТИ

 

                                       План

 

1. Происхождение и сущность денег.

2. Функции денег. Закон денежного обращения.

3. Закон стоимости и его функции.

4. Инфляция и методы борьбы с ней.

 




double arrow
Сейчас читают про: