· Игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, бусы, конструктор, шнуровки).
· Рисование, раскрашивание, штриховки, пластилин, ножницы.
· Пальчиковые игры и упражнения.
· Массаж кистей и пальцев рук.
Формирование навыков связной речи.
· Задавайте вопросы, побуждая ребёнка отвечать предложениями.
· Читайте художественные произведения.
· Обсуждайте прочитанное, просмотренное.
· Предлагайте ребёнку пересказывать
· Обращайте внимание на собственную речь.
Развитие мышления.
Дидактическая игра «Что чем будет?»
Ребенок отвечает на вопрос, во что превратится желудь, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день и т. д..
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть любое качество (вкус, форму) предмета.
Массаж кистей и пальцев рук.
Растирание ладони
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев
«Кулачки» - Руку сжать в кулак, разжать (5 раз)
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
«Болтушка» - Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.
Ручкой ручку поддержу,
Сильно ею потрясу.
Упражнения для пальчиков.
9. «В кулачок» — поочередно сгибать пальцы руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
10. «Из кулачка» — одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
То же самое, но начинать с мизинца.
11. «Зайчик играет на барабане» — сделать «Зайчика» (выпрямить вверх указательный и средний пальцы,), а потом постукивать попеременно безымянным пальцем и мизинцем по большому пальцу, произнося: «бум-бум...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
12. «Собака» — соединить указательный, средний и безымянный пальцы, большой палец поднять вверх, мизинец опустить вниз (ладонь расположена ребром). Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
13. «Собака лает» — сделать «Собаку», и двигать мизинцем вверх (до безымянного пальца) — вниз, произнося: «гав-гав...». Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
14. «Пианино» — поочередно ставить пальцы на стол, не двигая кистью руки (начинать с большого пальца, идти до мизинца, потом обратно). Делать правой, левой, обеими руками одновременно.
3. Анкета для родителей
Анкета для родителей: «Развиваем речь детей»
1. Кто должен заниматься развитием речи детей?
Педагоги _____________ Родители _________________
Педагоги и родители ______________________________
2. Занимаетесь ли Вы дома развитием речи своего ребёнка?
_________________________________________________
3. Какие игры по развитию речи детей Вы проводите дома?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
4. Какие игры, направленные на развитие речевых умений и
навыков у детей, предложенных сегодня
учителем – логопедом, были ранее Вам не знакомы?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
5. Заинтересовали ли они Вас?_________________________
6. Какие из предложенных учителем – логопедом игр,
незнакомых Вам ранее, Вы проведёте со своим ребёнком
прежде всего?
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
7. Почему? _________________________________________
________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкету подготовила учитель – логопед О.И.Султанова