Практическая работа №1
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ ПРЯМОГО ИЗМЕРЕНИЯ
Теоретическая часть
Для уменьшения влияния случайных ошибок необходимо произвести измерение данной величины
несколько раз. Предположим, что мы измеряем некоторую величину x. В результате проведенных
измерений мы получили значений величины:
x1, x2, x3,... xn. (2)
Этот ряд значений величины x получил название выборки. Имея такую выборку, мы можем дать оценку
результата измерений. Величину, которая будет являться такой оценкой, мы обозначим . Но так как это
значение оценки результатов измерений не будет представлять собой истинного значения измеряемой
величины, необходимо оценить его ошибку. Предположим, что мы сумеем определить оценку ошибки Δx.
В таком случае мы можем записать результат измерений в виде
µ = ± Δx (3)
Так как оценочные значения результата измерений и ошибки Δx не являются точными, запись (3)
результата измерений должна сопровождаться указанием его надежности P. Под надежностью или
|
|
доверительной вероятностью понимают вероятность того, что истинное значение измеряемой величины
заключено в интервале, указанном записью (3). Сам этот интервал называется доверительным интервалом.
Например, измеряя длину некоторого отрезка, окончательный результат мы записали в виде
L = (8.34 ± 0.02) мм, (P = 0.95)
Это означает, что из 100 шансов – 95 за то, что истинное значение длины отрезка заключается в
интервале от 8.32 до 8.36 мм.
Таким образом, задача заключается в том, чтобы, имея выборку (2), найти оценку результата измерений
, его ошибку Δx и надежность P.
Эта задача может быть решена с помощью теории вероятностей и математической статистики.
В большинстве случаев случайные ошибки подчиняются нормальному закону распределения,
установленного Гауссом. Нормальный закон распределения ошибок выражается формулой
где Δx – отклонение от величины истинного значения;
σ – истинная среднеквадратичная ошибка;
σ 2– дисперсия, величина которой характеризует разброс случайных величин.
Как видно из (4) функция имеет максимальное значение при x = 0, кроме того, она является четной.
На рис.16 показан график этой функции. Смысл функции (4) заключается в том, что площадь фигуры, заключенной между кривой, осью Δx и двумя ординатами из точек Δx1 и Δx2 (заштрихованная площадь на рис.16) численно равна вероятности, с которой любой отсчет попадет в интервал (Δx1,Δx2).
Поскольку кривая распределена симметрично относительно оси ординат, можно утверждать, что равные по величине, но противоположные по знаку ошибки равновероятны. А это дает возможность в качестве оценки результатов измерений взять среднее значение всех элементов выборки (2)
|
|
где – n число измерений.
Итак, если в одних и тех же условиях проделано n измерений, то наиболее вероятным значением
измеряемой величины будет ее среднее значение (арифметическое). Величина стремится к истинному
значению μ измеряемой величины при n → ∞.
Средней квадратичной ошибкой отдельного результата измерения называется величина
Она характеризует ошибку каждого отдельного измерения. При n → ∞ S стремится к постоянному
пределу σ
σ = lim S. (7)
n → ∞
С увеличением σ увеличивается разброс отсчетов, т.е. становится ниже точность измерений.
Среднеквадратичной ошибкой среднего арифметического называется величина
Это фундаментальный закон возрастания точности при росте числа измерений.
Ошибка характеризует точность, с которой получено среднее значение измеренной величины.
Результат записывается в виде:
Эта методика расчета ошибок дает хорошие результаты (с надежностью 0.68) только в том случае, когда
одна и та же величина измерялась не менее 30 – 50 раз.
В 1908 году Стьюдент показал, что статистических подход справедлив и при малом числе измерений
Распределение Стьюдента при числе измерений n → ∞ переходит в распределение Гаусса, а при малом числе
отличается от него.
Для расчета абсолютной ошибки при малом количестве измерений вводится специальный коэффициент,
зависящий от надежности P и числа измерений n, называемый коэффициентом Стьюдента t.
Опуская теоретические обоснования его введения, заметим, что
где Δx – абсолютная ошибка для данной доверительной вероятности;
Sx – среднеквадратичная ошибка среднего арифметического.
Коэффициенты Стьюдента приведены в таблице 2.
Из сказанного следует:
1. Величина среднеквадратичной ошибки позволяет вычислить вероятность попадания истинного
значения измеряемой величины в любой интервал вблизи среднего арифметического.
2. При n → ∞ Sx → 0, т.е. интервал, в котором с заданной вероятностью находится истинное значение μ, стремится к нулю с увеличением числа измерений. Казалось бы, увеличивая n, можно получить
результат с любой степенью точности. Однако точность существенно увеличивается лишь до тех пор,
пока случайная ошибка не станет сравнимой с систематической. Дальнейшее увеличение числа
измерений нецелесообразно, т.к. конечная точность результата будет зависеть только от
систематической ошибки. Зная величину систематической ошибки, нетрудно задаться допустимой
величиной случайной ошибки, взяв ее, например, равной 10% от систематической. Задавая для
выбранного таким образом доверительного интервала определенное значение P (например, P = 0.95),
нетрудно нейти необходимое число измерений, гарантирующее малое влияние случайной ошибки на
точность результата.
Для этого удобнее воспользоваться таблицей 3, в которой интервалы заданы в долях величины σ,
являющейся мерой точности данного опыта по отношению к случайным ошибкам.
2.При обработке результатов прямых измерений предлагается следующий порядок операций:
1. Результат каждого измерения запишите в таблицу.
2. Вычислите среднее значение из n измерений
3. Найдите погрешность отдельного измерения
4. Вычислите квадраты погрешностей отдельных измерений
5. Определите среднеквадратичную ошибку среднего арифметического
6. Задайте значение надежности (обычно берут P = 0.95).
7. Определите коэффициент Стьюдента t для заданной надежности P и числа произведенных измерений n.
8. Найдите доверительный интервал (погрешность измерения)
9. Если величина погрешности результата измерения Δx окажется сравнимой с величиной погрешности прибора δ, то в качестве границы доверительного интервала возьмите
|
|
Если одна из ошибок меньше другой в три или более раз, то меньшую отбросьте.
10. Окончательный результат запишите в виде
11. Оцените относительную погрешность результата измерений
Рассмотрим на числовом примере применение приведенных выше формул.
Пример.
Измерялся микрометром диаметр d стержня (систематическая ошибка измерения равна 0.005 мм). Результаты измерений заносим во вторую графу таблицы, находим и в третью графу этой таблицы
записываем разности , а в четвертую – их квадраты (таблица 4).
Задавшись надежностью P = 0.95, по таблице коэффициентов Стьюдента для шести измерений найдем t =
2.57. Абсолютная ошибка найдется по формуле (10).
Δd = 0.01238 · 2.57 = 0.04 мм.
Сравним случайную и систематическую ошибки:
следовательно, δ = 0.005 мм можно отбросить.
Окончательный результат запишем в виде:
Приложение 1
ТОЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ