Практическая работа № 15

Творчество Б.Л.Пастернака и А.Т.Твардовского

Цель: проверка знания фактов биографии Б.Л.Пастернака и А.Т.Твардовского, их творческого наследия, содержания изученных произведений, их идейно-тематической направленности.

1. В каком из вариантов указаны годы жизни Пастернака Бориса Леонидовича?

Г) 1890 – 1960

2. В какой семье родился Пастернак?

В) Художника и пианистки

3.Каким искусством Пастернак увлекся в 13 лет?

В) Музыкой.

4. Назовите стихотворение Б.Пастернака, которое исполняет Алла Пугачёва

В) «Зимняя ночь»

5. В каком возрасте Пастернак впервые опубликовал свои стихи?

В) В 23

6. Как называется третья книга Пастернака

А) «Сестра моя – жизнь»

7.На какое отделение Московского университета поступил Пастернак?

А) Филологическое

8. За кого Пастернак заступался в письмах, написанных Иосифу Сталину?

А) За мужа и сына Анны Ахматовой;

9.Назовите вдохновительницу написания стихотворения «Любить иных — тяжелый крест»

Б) Елена Виноград

10. Свое понимание природы искусства Б.Пастернак сформулировал так:

А. «Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего»

11. Какой награды был удостоен Б.Л.Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

А) Нобелевской премии;

12.В какой стране сначала издали «Доктора Живаго»?

В)В Италии

13. Установите соотношение между авторами и их произведениями.

А) 3

Б) 1

В) 2

14. Кто заступился за мужа и сына Анны Ахматовой и написал письмо И. Сталину?

А) Б. Пастернак;

15. Какой мотив отсутствовал в лирике Б.Л.Пастернака?

Б) урбанистический;

16. Где и когда умер Борис Леонидович Пастернак?

Б)30 мая 1960 в Переделкино;

17. В какой губернии Российской империи родился Твардовский?

В) В Смоленской

18. Чем семья Твардовских занималась по вечерам?

А)Отец учил сыновей вырезать из дерева

19. В каком возрасте будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты?

а) 15 лет

20 Назовите поэму А. Т. Твардовского, созданную во время Великой Отечественной войны и явившуюся ярким воплощением русского характера и общенародного патриотического чувства.

в) «Василий Теркин»

21. В определённые периоды Твардовский был редактором какого журнала?

А) "Совершенно секретно"

22. В какой войне Твардовский участвовал в качестве военного корреспондента?

А) В советско-финской

23.Жанр произведения "По праву памяти"

Б) поэма

24.В произведении "По праву памяти" Твардовский рассказывает о

Б) счастливой юности советских людей

25. Произведение "По праву памяти" было написано

А) быстро, в одну ночь

26. Твардовскому 27 января 1946 г присудили Сталинскую премию 1 степени за поэму:

А) «За далью даль»

27. В каком возрасте скончался Твардовский?

В) В 61 год

Часть В. Развёрнутый ответ на вопрос (7-10 предложений)

Можно ли утверждать, что писатель А.Твардовский любит Родину? Мнение обоснуйте, опираясь на изученные произведения.

На мой взгляд,можно смело заявить, что А.Твардовский любил родину. Он жил в тяжелое время для страны, но несмотря на это, он остался в России,не бросил свою родную землю на произвол судьбы,даже пошел на войну добровольцем. Он был со своей родиной в очень нелегкие времена, до конца. Тема родины присутствует практически в каждом его произведении. Например, мотивы Родины звучат в поэме «Василий Тёркин» (возвращение солдата на Смоленщину). Писатель никогда не отделял себя от судьбы своей

родной земли. Именно с любви к малой родине, начинается любовь ко всей стране, зарождается патриотизм.

Практическая работа № 16

Литература 50-80-х годов. «Городская проза». Творчество А.И.Солженицына.

Вариант 1.

1.Когда, где, в какой семье родился А.И.Солженицын?

Солженицын родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск в семье крестьянина и казачки.

2.Где учился А.И.Солженицын?

В 1936 году поступил на математический факультет Ростовского университета.

Одновременно в 1939-1941 годах учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории.

3.Чем была для Солженицына Великая Отечественная война?

Солженицын был добровольцем.На войне он продолжал интересоваться общественной жизнью,но не любил Сталина,писал о нем и критиковал.

4.Когда и за что был осуждён А.И.Солженицын? Когда был реабилитирован?

В феврале 1974 года Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене и по решению ЦК КПСС лишен советского гражданства. В феврале 1956 года Солженицын был реабилитирован.

5.Каков маршрут «лагерных университетов» Солженицына?

в 1945 г. — лагерь на Калужской заставе, с лета 1946-го до лета 1947 г. — спецтюрьма в г. Рыбинске (недолго в г. Загорске), затем до 1949 г. — Марфинская «шарашка» (т. е. специнститут в северном пригороде Москвы), с 1949 г. — лагерные работы в Экибастузе (Казахстан).

6.Укажите основные произведения А.И.Солженицына. Какой премии он был удостоен?

8 октября 1970 года Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

7.Как возник замысел повести «Один день Ивана Денисовича»?

Вот как описывает свой замысел сам Солженицын:

"...Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир - одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, - а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё..."

8.Каким показан главный герой повести Иван Денисович Шухов?

Иван Денисович Шухов – человек со сложной судьбой. Несправедливо осужденный, он вынужден многие годы жить в лагере, пытаясь не потерять человеческого обличия. Шухов достойно выносит все тяготы своей лагерной жизни: не вылизывает тарелки, не доносит на сокамерников, не притворяется больным, чтобы увильнуть от работы.

9.Перечислите известные рассказы А.И.Солженицына

Роман-эпопея «Красное колесо»

· Роман «Раковый корпус»

· Повесть «Один день Ивана Денисовича»

· Роман-исповедь «Архипелаг ГУЛАГ»

· Роман «В круге первом»

10.Какой показывает писатель главную героиню рассказа «Матрёнин двор» Матрёну?

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве. Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей. Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

11.О чём книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»? К чему привела Солженицына публикация романа «Архипелаг ГУЛАГ»?

Произведение Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы.

Публикация обвинительного «Архипелага ГУЛАГ» на Западе, активная антиофициозная публицистическая деятельность писателя в 70-е гг., и особенно публикация глав из «Красного колеса» о Ленине («Ленин в Цюрихе»), привели вначале к исключению Солженицына из Союза писателей СССР (1969), а затем, в феврале 1974 г., к аресту и высылке за рубеж. Вслед за ним в Европу, потом в США (штат Вермонт) выехала и его семья.

12.Когда А.И.Солженицын вернулся на Родину? В какой роли он стал выступать и о чём писать?

Солженицын вернулся на родину 27 мая 1994 года.

Тестовые задания

1.Укажите правильный вариант первоначального названия произведения.

2) «Щ-854. Один день одного зэка

2. В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.

4) «Новый мир»

3. Какая проблема не поднята в произведении?

4) проблема экологии 4. Сколько лет главному герою? 2) 40

5. За что осужден Шухов?1) за измену Родине

6. К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки:

«В пять часов утра, как всегда, побило подъём – молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго рукой махать».

3) зачин

7. Кем был Шухов в лагере? 2) каменщик

8. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?

3) о том, что он станет ковры красить

9. О ком идет речь в предложении?«Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».

1) о Шухове

10. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

. 3) В это время он чувствовал себя свободным человеком

11. Узнайте героя по описанию: «…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».

3) Гопчик

12. Узнайте героя по описанию:

«Лицо... в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра - не поморщится, кожа на лице - как кора дубовая». 2) бригадир Тюрин

13. О ком идёт речь? «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти». 1) Стенька Клевшин

14. Какое качество не присуще Шухову?

3) лень

15. Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок?

«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов - три дня лишних набавлялось…» 3) концовка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: