Сообщение о прототипе героя

Разработка урока литературы по повести Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Цели рока:

-Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.

- Выявить знание текста учащимися.

- Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

- Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

- Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

- Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение   об авторе от имени Д.Дефо.

– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

Сообщение  о прототипе героя.

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

 

 5) Беседа по содержанию романа.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст.

- О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.

- В какой момент Робинзон произносит следующие слова? "Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей".

- Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:"

- Что в романе имеет название «Отчаяние?»

- Первое слово, выученное Пятницей?

-К чему призвал юного Робинзона отец?

- Что означает теория «золотой середины»?

- Почему юноша не послушался отца и матери?

- Какие испытания выпали на его судьбу?

- Почему Робинзон уходит в море?

- Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?

- Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?

- А подготовлен ли Робинзон к морю

- Как воспитан Робинзон?

- Готов ли он к какой-нибудь деятельности?

- Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?

- Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?

- Что главное в человеке разум или страсти?

- Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так?

- Какие чувства не дают покоя Робинзону?

- Научился ли Робинзон контролировать их.

- Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше?

-Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо?

-Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?

-Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

-Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове?

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

-Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

-На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

-Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

 6) Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился.

 7) Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос «Каким изображён Робинзон Крузо?»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: