Общенаучные методы научного исследования

Введение

 

Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки студентов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа различных явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

1) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

2) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

3) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

4) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Основные признаки научного текста

 

Научный текст – это в строгом смысле отчет о проделанном исследовании - теоретическом (абстрактно-логическом) или практическом (лабораторном, эмпирическом). Создавая любой научный текст, в том числе и курсовую или дипломную работу, следует помнить, что он обладает рядом устойчивых признаков:

1) опора на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) решение какой-либо новой научной задачи или новый подход к известным явлениям;

3) использование строго научного языка, отличающегося терминологической базой от общеупотребительного языка;

4) авторская позиция в научном сочинении отличается непредвзятостью, объективностью и взвешенностью.

Научный текст характеризуется краткостью, точностью и однозначностью выражений. Этому способствует использование специальных терминов. (Термин - слово, точно обозначающее какое-либо понятие в науке).

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как было отмечено, как уже говорилось и т.д.); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (во-первых, во-вторых, значит, затем и др.), на причинно-следственные отношения (однако, тем не менее и др.), переход от одной мысли к другой (рассмотрев, остановимся на …, обратимся к …), вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, в заключение отметим и др.).

Для подтверждения объективности изложения материала необходимо делать ссылки на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и т.п. Некоторую объективность придает работе употребление местоимения «мы» вместо «я».

Следует избегать канцеляризмов и штампов, избыточных словосочетаний, повторений, растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений и вводных слов.

В научном тексте обязательно отражаются собственные усилия автора по решению той или иной проблемы. Критерии качества научного текста зависят от уровня его сложности.

Применительно к выпускным квалификационным работам эти критерии могут быть представлены в виде ряда вопросов:

1. Правильно ли оформлена рукопись?

2. Логична ли структура текста?

3. Верны ли методологические основы, которых придерживается автор?

4. Имеется ли в тексте оригинальное исследование представленного фактического (эмпирического) материала?

5. Есть ли классификационная работа?

6. Есть ли теоретическое обобщение (типология)?

7. Выявил ли автор закономерности развития изучаемого объекта?

Из этих вопросов следует сам принцип оценки научного труда. Если по всем этим позициям научный руководитель дает утвердительный ответ, то работа выполнена на высоком уровне.

 

Общенаучные методы научного исследования

 

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический методы, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический метод, метод системного анализа.

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменятся в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1. Непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

2. Опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Существуют следующие разновидности сравнительного метода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверятся выдвигаемая гипотеза.

Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

Образец оформления титульного листа реферативной работы представлен в Приложении 1.

 




double arrow
Сейчас читают про: