Этапы написания выпускной квалификационной работы

 

Первым этапом работы является выбор темы. Как правило, тематику предлагает выпускающая кафедра, однако и сам студент может предложить формулировку темы, особенно если она является результатом выполненных ранее курсовых работ или вытекает из профессиональных задач, с которыми он столкнулся на производственной практике.

В любом случае о теме будущей работы нужно задуматься заранее. После уточнения темы работы студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедры с просьбой разрешить ее написание и назначить научного руководителя, обязательно подписанное предполагаемым научным руководителем и самим студентом (приложение 2)

Окончательная формулировка темы утверждается на заседании кафедры. После этого приказом ректора оформляется закрепление темы и научного руководителя за каждым студентом. Изменение темы после этого не допускается.

Непосредственное и систематическое руководство работой выпускника осуществляет по поручению кафедры научный руководитель, который:

- совместно со студентом определяет основное направление работы;

- оказывает студенту помощь в планировании и осуществлении работы;

- рекомендует студенту необходимую литературу по теме;

- проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;

- руководит преддипломной практикой студента, т.е. определяет базу ее прохождения, планирует направление и объем необходимых работ (совместно со студентом), содействует успешному выполнению ее задач, оценивает ее результаты (после представления студентом отчета и материалов);

- после представления черновика ВКР допускает студента к ее предзащите на кафедре;

- дает подробный отзыв на законченную работу.

Студент совместно с научным руководителем:

- уточняет круг вопросов, подлежащих освещению;

- составляет задание и календарный план работы (приложение 3);

самостоятельно:

- систематически работает над литературой;

- занимается сбором и анализом первичного материала;

- работает над текстом ВКР;

- постоянно держит связь с научным руководителем, отчитывается о ходе работы и получает необходимую информацию;

- представляет руководителю на просмотр текст работы (по мере написания), вносит туда исправления в соответствии с полученными замечаниями;

- отчитывается перед руководителем о готовности работы, добиваясь тем самым допуска к предзащите.

Важнейшим этапом до подготовки выпускной квалификационной работы является преддипломная практика. Преддипломная практика проходит строго по графику учебного процесса для всех форм обучения. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта время, отведенное на производственную (преддипломную) практику, используется для углубленного изучения теории и практики той сферы, с которой связан профиль подготовки студента (приложение 4). После прохождения практики студент получает за нее оценку по пятибалльной системе.

Не менее чем за 20 дней до защиты студент обязан предъявить работу на рецензию рецензенту, которого определяет самостоятельно или с помощью выпускающей кафедры и научного руководителя.

В целях контроля над готовностью студентов к процедуре защиты ВКР кафедры устраивают так называемую предзащиту.

Она проводится по утвержденному ректором института графику (о точной дате студенты оповещаются объявлением) и является мероприятием, присутствие на котором обязательно для всех выпускников и их руководителей.

При отсутствии законченного чернового варианта текста работы, проверенного и одобренного руководителем, студент не допускается к предзащите и – как следствие – к защите работы. По результатам предзащиты студент получает допуск (или недопуск) к защите ВКР, тогда как выставляемая оценка не фиксируется в ведомостях и является ориентировочной. ВКР не может быть допущена к защите при следующих обстоятельствах:

- она представляет собой плагиат или компиляцию[2];

- выполнена только на основе учебников, одной монографии или одного учебного пособия без использования другой специальной литературы;

- в ней отсутствуют материалы практики либо примеры из практики заимствованы из учебника, учебного пособия, монографии или научной статьи;

- ее содержание не соответствует теме, либо тема в основном не раскрыта;

- она содержит много опечаток, грамматических ошибок, ссылки на источники и библиографический список оформлены неправильно.

После предзащиты студенту остается только внести в текст изменения и изготовить качественный чистовой печатный экземпляр работы. Выпускник ставит подпись на титульном листе, последней странице выпускной работы (перед библиографическим списком) и несет полную ответственность за качество ее содержания и оформления (в том числе речевого и технического). После этого работа отдается сначала руководителю для визирования и написания отзыва, а потом – заведующему кафедрой на утверждение, вместе с отзывом, рецензией, аннотацией и заданием с календарным планом. В деканат сдается сшитая работа, не позже чем за 14 дней до защиты со всеми подписями и документами, включая электронную версию работы и презентации.

Примерные схемы написания отзыва и рецензии совпадают (приложения 5, 6). Единственное отличие – в рецензии более подробно аргументируются замечания к работе, на которые студент должен будет ответить на заседании государственной комиссии, что, собственно, и является защитой. При указании на недостатки, допущенные студентом, необходимо ссылаться на конкретные страницы ВКР. Чаще всего в отзыве и рецензии отражаются:

- актуальность темы;

- творческая самостоятельность студента в раскрытии темы;

- новизна и оригинальность подхода;

- соответствие тематике в целом и по главам;

- пропорциональность и логичность расположения частей работы;

- характеристика содержания работы по всем разделам;

- достаточность использования источников;

- убедительность и состоятельность результатов работы;

- практическая значимость работы;

- соответствие оформления существующим требованиям;

- оценка работы в целом.

Защита выпускной квалификационной работы на заседании государственной экзаменационной комиссии предполагает:

- выступление студента с представлением работы (в пределах 8 минут);

- ответы выпускника на вопросы членов комиссии и всех присутствующих на защите;

- выступление рецензента;

- ответы на замечания рецензента.

В своем выступлении перед комиссией студент должен отразить:

- актуальность темы;

- теоретические и методические положения, на которых базируется работа;

- обозначить объект и предмет исследования, ввести в курс научной проблемы и дать представление о ее разработанности;

- сформулировать цель и задачи работы;

- изложить гипотезу и охарактеризовать методы, использованные для ее проверки;

- представить результаты проведенного исследования;

- оценить научную и практическую значимость работы.

Речь на защите должна быть:

а) точной, что предполагает:

1. умение ясно мыслить (логическая точность);

2. знание предмета речи (предметная точность);

3. знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

б) логичной. Сочетания слов не должны быть противоречивыми. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи специальных приемов (лексический повтор, синоним, местоимение, указывающее на предшествующее слово, отсылающее к ранее сказанному)

Важным средством логической организации текста является его деление на абзацы. По содержанию абзац – законченная часть целого, отдельное звено в общей динамике мысли и переход к следующему звену.

в) чистой. Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности. Чуждыми литературному языку элементами считаются территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, вульгаризмы.

Структура выступления

Раздел выступления Продолжитель ность (мин.)
Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цели, задачи, методы) 1
Краткое содержание работы (выводы по главам) 0,5 – 1,5
Результаты опытно-экспериментальной работы 3 – 4,5
Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) 1

                                       Всего: ≈ 8 минут

 

Выступление не должно включать теоретические положения, заимствованные из разного рода источников, так как они не являются предметом защиты. Акцент необходимо сделать на собственных разработках. В процессе выступления нужно использовать наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, демонстрационный материал, материал, позволяющий зримо и компактно представить содержание работы. Ответы студента на замечания рецензента должны быть конкретные, аргументированные, обстоятельные и не выходить за рамки научной полемики.

По окончании публичной защиты государственная экзаменационная комиссия на своем закрытом заседании обсуждает результаты состоявшейся защиты, выставляет студентам оценки по пятибалльной системе и принимает решение о присвоении им соответствующей квалификации.

 

Оформление работ

Объем выпускной квалификационной работы бакалавра должен составлять ориентировочно 60-70 страниц печатного текста.

Любые печатные работы должны быть выполнены на компьютере 14 шрифтом типа Times New Roman при полуторном межстрочном интервале. Выравнивание текста по ширине.

Каждая страница текста имеет поля: размер левого поля – 30 мм, правого – 20 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,25 (по линейке).

Титульный лист является первой страницей работы (номер на титульном листе не ставится) и заполняется по строго определенным правилам. На титульном листе последовательно, сверху вниз помещаются следующие реквизиты (жирным не выделяется):

- полное наименование учебного заведения;

- факультет;

- кафедра;

- тема работы (слово «тема» не пишется, само название набирается заглавными буквами 14 шрифтом типа Times New Roman);

- сведения об исполнителе;

- сведения о научном руководителе;

- местонахождение вуза (г. Челябинск);

- год написания работы (слово «год» не пишется)

В верхней части титульного листа работы помещается гриф допуска к защите, подписываемый заведующим кафедрой. Титульный лист не нумеруется. (Приложение 7)

Нумерация страниц начинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2. Далее весь последующий объем работы, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы. Порядковый номер печатается вверху по середине. Размер шрифта для номера страницы – 12 пт.

Оглавление отражает содержание и структуру работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все разделы (главы) и подразделы (параграфы) работы, пронумерованные арабскими цифрами, и указываются страницы, с которых они начинаются. Указатель страницы, обозначенный буквой «С», ставится один раз в верхней части указателя страниц (Приложение 8). Первый параграф каждой главы содержит номер главы, в которую он входит, и собственный порядковый номер, который всегда начинается с цифры 1. Знак параграфа не ставится. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки глав не должны повторять название ВКР, а заголовки параграфов – название глав.

Оглавление, введение, каждую главу, заключение, библиографический список, каждое приложение следует начинать с новой страницы. Параграфы продолжаются на текущей странице. Заголовки параграфов отделяются от основного текста пропуском строки. После заголовка на странице не должно быть менее трех строк текста, в противном случае надо начать текст вместе с заголовком на следующей странице.

 

Автособираемое оглавление

С помощью оглавления можно переходить на нужные главы. Для этого нужно нажать Ctrl, и удерживая, нажать на нужную строку оглавления.

Чтобы создать оглавление, необходимо:

- пронумеровать страницы (лучше это сделать через меню Колонтитулы);

- оформить заголовки с помощью стилей. В документе есть заголовки, а в них подзаголовки. Необходимо выделить первый заголовок, перейти на вкладку Главная — Стили, найти в списках стилей стиль Заголовок 1, и щелкнуть по нему левой клавишей мыши. Сделать то же самое для всех остальных заголовков. Подзаголовкам присваивается стиль Заголовок 2.

- создать страницу для оглавления. Поставить курсор в самое начало той страницы, перед которой будет страница с оглавлением, и нажать Ctrl + Enter.

- создать оглавление. Поставить курсор в начало созданной чистой страницы, затем перейти по вкладке Ссылки — Оглавление. В появившемся окошке выбрать Автособираемое оглавление 1.


Заголовки

Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Перенос слов в заголовках недопустим. Заголовки отделяются от основного текста пропуском строки. Заголовки не подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Заголовок главы:

Шрифт – 16, типа Arial, жирный (стиль – заголовок 1)

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 0

Выравнивание по центру.

Таким же образом оформляются заголовки Оглавление, Введение, Заключение, Библиографический список, Приложения.

Название параграфов

Шрифт – 14, типа Arial, полужирный, курсив (стиль – заголовок 2)

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 0

Выравнивание по левой стороне.

Например:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: