Методика проведения семинаров (коллоквиумов)

Семинар является классической групповой формой занятий. Она принимается для обсуждения наиболее сложных теоретических вопросов учебной программы и путей реализации полученных знаний для решения прикладных проблем. Поэтому основное дидактическое требование к семинару состоит в том, чтобы учебные вопросы (проблемы), выносимые на обсуждение, исходили из потребностей научного обоснования практики и были переориентированы с системы знаний на систему действий. Это позволяет активизировать обучающихся, развить у них принцип связи обучения с жизнью, теорию с практикой.

Семинар – внешне простая форма обучения, а по существу одна из сложных, поскольку обязывает учителя права так организовать это занятие, чтобы включить обучающихся в активный мыслительный процесс. Это требует от преподавателя умения дирижировать учебной группой, создать в ней живое общение, обеспечить возможность каждому высказаться, обменяться мнениями. Вопросы, обсуждаемые на семинаре, не повторяют лекционные, а развивают их и направляют в практическую плоскость.

Такой подход к семинару придает ему, наряду с функциями, присущими лекции, дополнительно поисковую и контрольную функции. Первая позволяет развивать у обучающихся не формальные, а творческие умения вести поиск путей и изыскивать ресурсы совершенствования практики на научной основе, а вторая – выявить уровень усвоения учебного материала.

Семинар может принять форму коллоквиума, когда обучающийся выступает не просто по одному из вопросов для обсуждения, а целенаправленно подготавливает доклад (более глубокое и развернутое сообщение) по проблеме, относящейся к основной теме семинара.

На семинаре ответ обучающегося оценивается по 4-бальной системе по критериям, приведенным в п. 7.2.

Письменный доклад подготавливается и оформляется следующим образом:

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Доклад призван информировать аудиторию, для чего необходимо подготовить план и, изучив информацию по теме, выступить перед своими сокурсниками и преподавателем. Выступление может длиться 5-10 минут.

· Титульный лист;

· Оглавление;

· Введение;

· Основная часть;

· Заключение;

· Список использованной литературы (библиография).

Эта структура подойдет и для доклада, и для реферата. Вот только в первом случае основная часть будет значительно короче (5-6 страниц против 30-40). Соответственно, нет смысла делать большие введение и заключение.

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

С интернетом поиск литературы по теме стал намного проще. Уже не нужно часами копаться в картотеке и перелопачивать сотни книг. Достаточно сделать запрос в поисковике. Однозначно не стоит пользоваться обычными сайтами, банками рефератов и докладов и другими подобными ресурсами. С «Википедией» нужно обращаться аккуратно, перепроверяя информацию. Наилучшим источником остаются научные труды. Найти их можно и в сети, например, с помощью Google Академии. Если выложены только ссылки на работы, придется идти в библиотеку.

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: