Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству

Программа самостоятельной работы по курсу

1. Познакомиться с примерной (в стандартах) программой по предмету Изобразительное искусство в начальных классах (Законспектировать: цель, задачи, структура, ожидаемые результаты, УУД).

Примерная программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Содержание примерной программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России;

уметь

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретенные знания и умения в практиче- ской деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

 

 

2. Проанализировать авторские программы по предмету изобразительное искусство и заполнить таблицу. ( в разных образовательных системах: Школа России, Школа 2100, Начальная школа XXI века, Гармония, Перспектива, Планета знаний, Перспективная начальная школа, система Л.В. Занкова, и др.)

Образовательная система. (авторы программы по ИЗО) ЦЕЛЬ Задачи Ценностные ориентиры Ожидаемые предметные результаты
«Стандарты второго поколения», рук. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина -воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, готовности выражать и отстаивать свою позицию в искусстве и через искусство; -развитие воображения, творчества, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности; -освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека; -овладение элементарной художественной грамотой, приобретение опыта работы в различных видах художественной деятельности и различными материалами. развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и окружающего мира, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность навыков: овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
«Начальная школа ХХI века». «Изобразительное искусство» 3 класс Л. Г. Савенковой формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; • активизацию самостоятельной творческой деятельности; • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность); • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви !к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения; • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне; • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства. предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок. · проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала; · анализировать свои переживания и поступки; · находить общие нравственные категории в культуре разных народов; сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
«Перспектива»:«Изобразительное искусство 1 класс» Автор Т.Я.Шпикалова · воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; · развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. · развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; · совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; · развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); · освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества Знать/понимать: · значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; · некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства; · отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома); · ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея); · отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; · основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; · основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; · эмоциональное значение теплых и холодных цветов; · организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; · передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; · составлять композиции с учетом замысла; · применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях; · различать теплые и холодные цвета; · узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; · сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); · применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

3.     Подготовить материалы и инструменты для практической работы рисование красками: гуашь, кисти, бумага (альбом) для рисования красками, два стаканчика для воды, тряпочка для кисти, крепкая нить, хозяйственная свеча (не цветная), черная тушь (чернила), трубочка для сока. (Для следующего семестра)

4. Выполнить практические работы по рисованию карандашом: каляка-маляка-образ; рисование штрихом; зендудлинг (дерево и рука). Сфотографировать и выслать в презентации. Подписывать каждую работу: техника рисования, автор (кто выполнил работу)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: