Развитие русской литературы происходит преимущественно в трех направлениях

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Русская литература конца XX — начала XXI века отличается разнообразием тематики и художественно-эстетических поисков. Выдающиеся писатели пытаются противостоять потоку «массовой литературы», углубляют психологизм своих произведений, стараются проникнуть в самые потаенные глубины человеческой психики и на этой основе открыть закономерности развития общества.

С середины 1980-х годов, вместе с началом нового политического периода в жизни страны, обозначенного понятием «перестройка», постепенно ослабляются строгие цензурные рамки. В литературной жизни России последовал культурный взрыв (Ю. Лотман), началом которого стали публикации ранее запрещенных текстов: Н. Гумилева (стихотворения — «Огонек», 1986) и А. Платонова («Ювенильное море» — «Знамя», 1986).

За короткий период были изданы произведения писателей, представляющих литературу эмиграции первой, второй и третьей волн (В. Набоков, В. Ходасевич, В. Яновский, И. Елагин, И. Бродский, С. Довлатов, В. Войнович, В. Аксенов и др.). Увидели свет неопубликованные ранее произведения авторов метрополии (Л. Петрушевская, А. Рыбаков, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.), «полуподпольных» классиков, известных и неизвестных писателей советского времени (М. Булгаков, Е. Замятин), современных писателей среднего и молодого поколений (Е. Попов, Г. Айги, Д. При- гов и др.), представляющих разные течения и направления.

Распад СССР в декабре 1991 года, образование суверенных государств побудили писателей обратиться к переоценке недавнего прошлого, более объективно подойти к осмыслению советского периода в истории.

Постсоветский период характеризуется возрастанием роли литературных и литературно-критических периодических изданий: большинство обративших на себя внимание произведений первоначально появилось в периодике, в журналах: «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Звезда» и др.

Общие тенденции в современной литературе можно определить следующим образом: кризис прежней жанровой системы, в основном «деревенской» и «военной», а также «бытовой», «производственной», «молодежной» прозы; антитоталитарный, антиутопический пафос литературы; приоритет общечеловеческих ценностей; внимание к экологической проблематике; интерес к исторической теме; усиление лирико-субъективного, исповедального начала; развитие мемуарно-автобиографической прозы; активизация приемов художественной условности (гротеск, фантастика, мифологизация и др.); взаимодействие с массовой, развлекательной литературой.

Развитие русской литературы происходит преимущественно в трех направлениях.

Литература с реалистической доминантой представлена: «неопочвенничеством» (В. Распутин. «На родине», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Изба»; Б. Екимов. «Фетисыч»); «жестоким реализмом» (О. Ермаков. «Возвращение в Кандагар»); философской прозой (Ч. Айтматов. «Когда падают горы (Вечная невеста)»).

Для представителей «неопочвенничества» жизнь русского крестьянства является колыбелью и духовной почвой русской национальной культуры и народной нравственности, а русская глубинка — последним оплотом сохранившихся народных традиций и представлений о добре и правде.

Основными особенностями прозы «жестокого реализма» стали: оппозиция «любовь — ненависть» к своему народу, развращенному и искалеченному годами лжи, несправедливости и деспотизма; непредвзятое изображение как положительных, так и отрицательных сторон его жизни; активное неприятие зла; в центре произведения находится судьба героя-одиночки, бросающего вызов обстоятельствам, вступающего в борьбу с произволом и несправедливостью; образ человека-праведника, носителя коренных нравственных ценностей.

Для философской прозы характерна сосредоточенность на этико-философской проблематике: место человека в мироздании перед лицом вечности, поиск этических ориентиров в мире. Для раскрытия подобных тем писатели зачастую обращаются к мифологии, Священному Писанию, используют в тексте произведений притчи, легенды, образы- символы.

Литература с модернистской доминантой представлена антиутопической прозой (Л. Петрушевская. «Новые Робинзоны»), условно-метафорической прозой (Л. Латынин. «Ставр и Сара»), психологической прозой (Т. Толстая. «Сомнамбула в тумане», «Серафим»), произведениями представителей «метафизического реализма» (Ю. Мамлеев. «Мир и хохот», А. Ким. «Остров Ионы») и «магического реализма» (Л. Леонов. «Пирамида», Д. Липскеров. «Последний сон разума»). Все перечисленные течения характеризуются критическим отношением к социальным утопиям, антитоталитарной направленностью, субъективизацией картины бытия. Авторы подобных произведений активно используют различные формы художественной условности (гротеск, фантастику, гиперболу, аллегорию и др.).

Литература с постмодернистской доминантой (романы А. Королева «Змея в зеркале», Д. Галковского «Бесконечный тупик», Л. Петрушевской «Номер Один, или В садах других возможностей», В. Пелевина «Ампир В» и др.) — одно из самых сложных направлений в современной русской литературе, в основе которого — настроение и философия разочарования в современных общественно-политических, нравственных, эстетических ценностях. Основные особенности постмодернизма: антииерархичность и как следствие — игра высокими и низкими стилями; выявление относительности любой истины; игра культурными, стилевыми пластами, смешение жанров; «многокодовость произведения».

Последнее произведение Леонида Максимовича Леонова (1899—1994) — роман «Пирамида» (1994), имеющий жанровый подзаголовок «роман-наваждение в трех частях». В сюжетно-образном плане роман выглядит как будто традиционным, развивающим темы и идеи булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Его сюжет начинается в Москве конца 1930-х годов. В качестве главного героя выступает посланный в наш мир ангел (который живет на Земле в человеческом обличье под фамилией Дымков и которого стремится перетянуть на свою сторону Сталин). На Земле живет и дьявол (профессор Шатаницкий).

В прямое идейное столкновение с «профессором атеизма» Шатаницким в «Пирамиде» вступает отец Матвей Лоскутов — человек, инстинктивно чувствующий, где кроется, в чем состоит сатанинское Зло, и смело защищающий от него позиции Добра: «Небось сами замечали, у всех у вас, у атеистов, что-то общее в лице написано... из всех вас он выглядывает, как из телефонной будки».

Силы, олицетворяемые Шатаницким, с невероятным нахальством и хитростью вмешиваются в идущие в стране общественные преобразования, небезуспешно стараясь провоцировать иррациональную жестокость и вообще направлять ход дел в нужное им русло. Намереваясь вершить одно, страна фактически постоянно делает нечто другое и даже прямо противоположное.

Для прозы Татьяны Никитичны Толстой (род. в 1951 году) характерна проблема разобщенности людей, одиночества и взаимонепонимания. Отец Лоры («Сомнамбула в тумане») пытается перевести на детский язык собственные знания («популяризирует их»), однако сталкивается с невозможностью преодолеть оболочку, отделяющую сознание одного человека от другого («Разнообразен пищевой рацион серого...»). «Сомнамбулизм» Василия Васильевича — это его способ превратить враждебную реальность в реальность сна.

Роман «Кысь» (1986—2000) — постмодернистская антиутопия, соединяющая в себе отличительные особенности этого жанра с русским фольклором, сказкой, научной фантастикой (Взрыв отбрасывает страну в средневековье).

Действие в романе происходит почти через двести лет после Взрыва, повернувшего историю вспять, к средневековью, в городе на семи холмах — бывшей Москве, смена названий которого отражает череду исторических переворотов (Сергей-Сергеичск, Федор-Кузьмичск, Кудеяр-Кудея- рычск).

Основная проблема романа — поиск утраченной духовности, внутренней гармонии — реализуется через символический образ Книги. Утраченная духовная культура, погубленная катастрофой, воплощена в книгах. Однако культура эта — мертва, ибо ее жизнь не в отвлеченных черных знаках на белом фоне — буквах, а в людских Словах, сознаниях.

В образе главного героя — Бенедикта — совмещается несовместимое, что частично обусловливается его биологическим происхождением: мать — интеллигентка в четвертом поколении, оставшаяся в живых после Взрыва, а отец — родившийся в уже ином времени, иной культуре «голубчик».

Именно поэтому, с одной стороны, Бенедикт подсознательно, стихийно ищет гармонию, нечто новое в образах чужой культуры, переписывая без разбора книги (сказку о колобке, стихи М. Цветаевой, философский трактат Шопенгауэра, руководство по плетению корзин и т. п.), испытывает просветление от соприкосновения с книгой, со Словом. Постепенно книга, так и не ставшая духовной субстанцией для героя (без проникновения в ее содержание), делается целью жизни для Бенедикта. С другой стороны, он — сын своего отца, один из многих «голубчиков», и его душа еще не развилась до постижения законов милосердия и знания. Именно поэтому он и превращается в самого яростного и жестокого Санитара, поскольку Слово, Культура, оторванные от своей истории, жизни, читателя, затронули лишь низменную сторону души Бенедикта — жажду обладать запретным плодом любыми средствами (он соглашается на казнь своего наставника и друга Никиты Ивановича и на сожжение памятника Пушкину).

Символизм Т. Толстой отразился и в названии глав романа — это буквы старославянского алфавита (значит, и мир, изображенный писательницей, пока еще осваивает культуру на уровне алфавита), и в образе Кысь, которая нигде и везде, в самом человеке, невидимая, но слышимая внутренним слухом, — образ Ужаса, парализующего волю, грань, за которой человек утрачивает в себе человека.

Произведения Виктора Олеговича Пелевина (род. в 1962 году) воссоздают действительность, временами нелогичную и абсурдную, совмещающую истинность условного и ложность реального. В рассказе «Проблема верволка в средней полосе» герой попадает в деревню Коньково на собрание волков-оборотней. Фантастическое воплощение в волка, приобщение к стае избранных дает ему ощущение свободы от условности пошлого реального существования, а возвращение к человеческому облику, к реальному существованию оказывается трагичным.

Роман «Чапаев и Пустота», действие в котором происходит в абсолютной пустоте, логически продолжает развитие идеи уничтожения видимой реальности. В одной палате психиатрической больницы лежат четверо больных, каждый из которых поочередно рассказывает свою историю, описывает свой мир. Командир дивизии Чапаев, поэт- декадент Петр Пустота, чекист Фанерный, Просто Мария, пустотелый бюст Аристотеля, Черный Барон — все «персонажи» романа существуют в мире, который имеет свойство «деваться непонятно куда»: «Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про которое можно было бы сказать, что мы в нем находимся. Вот поэтому мы нигде», — говорит Петр Пустота Чапаеву.

Современная поэзия — многостилевое и разнополярное явление, представленное творческими поисками, разными в жанровых, стилевых (реалистический, неоромантический, модернистский, постмодернистский) и тематических аспектах.

Виктор Александрович Соснора (род. в 1936 году) дебютировал как поэт в 1960 году, после выхода первой книги стихов «Январский ливень» (1962) стал профессиональным литератором. Большинство произведений В. Сосноры не печатались на Родине как по политическим мотивам, так и ввиду их чрезвычайной поэтической сложности. За границей же поэт был давно известен, издал более 20 книг. Только в 1990-е годы в Санкт-Петербурге вышло несколько книг, где многие произведения автора были опубликованы впервые.

«Меня нужно читать так, как я пишу — книгами.

Я не пишу отдельных стихотворений, я ничего не пишу, или — книгу. То, что было опубликовано под обложками до 1989 года, можно назвать “свекольником” из стихов разных лет, да еще и цензурованных», — подчеркнул поэт в автобиографическом романе «Дом дней» (1990).

Каждая из книг В. Сосноры обладает своим внутренним сюжетом: например, «Ямбы, темы, вариации» — интертекстуальные переклички с А. Пушкиным, М. Лермонтовым, О. Уайльдом, Б. Пастернаком, В. Маяковским; «Хроника-67» — цикл сюрреалистических поэм о действительности, написанных свободным стихом и проникнутых сарказмом; «Верховный час» — роман в стихах о трагической любви.

Опираясь на опыт русского поэтического авангарда, В. Соснора разработал оригинальную художественную систему, сочетающую свободу самовыражения со сверхличным ощущением трагизма бытия, раскованность языковых экспериментов со строгим чувством гармонии:

 

Если — то, что будут делать тюльпаны,

лилии с молоточками, вишни и сливы,

стекла в окнах, глобусы ламп и треножник

с пчелами на меду, и бассейн, и жаровня?

Я не смогу быть ни с кем ни в одной из комнат,

твой сад заморозит, и ветры сломают,

камни у дома сперва разойдутся и рухнут,

псы одичают, и эту Луну не увижу, —

все, что любила ты, и то, что меня не любила.

 

Последние, итоговые книги В. Сосноры — «Флейта и прозаизмы» (2000), «Двери закрываются» (2001), «Стихотворения» (2006), в которых большинство произведений написано верлибром, а часто и белым стихом.

Александр Семенович Кушнер (род. 1936 году) — автор многочисленных книг «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969), «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Дневные сны» (1985), «Живая изгородь» (1988), «Ночная музыка» (1991), «На сумрачной звезде» (1994), «Тысячелистник» (1998), «Стихотворения. Четыре десятилетия» (2000), «Война и камень» (2003), «Холодный май» (2005), «В новом веке» (2006) и др. Поэт наследует принципы, заложенные акмеистами, — образность в описании и вескость художественных деталей.

Поэт чужд формальным экспериментам: белому стиху, верлибру, словотворчеству. Именно это подтвердил своим высказыванием Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».

Поэзия для А. Кушнера движима одной из серьезных социальных идей — скрытым конфликтом между личностью и государством. Поэт открыто заявляет о своих гражданских тревогах:

 

Мы жили в решающий год, завершающий год,

Какой-то еще тоже ающий, прущий,

Всех опережающий, нас выводящий вперед

И к нам придвигающий пышные райские кущи.

 

Основными темами сборника «В новом веке» являются темы веры («Верю я в Бога или не верю в бога...»), экологии природы и экологии души человека («За землетря- сенье отвечает...»), осмысления вечных философский категорий («Люди, кем-то замечено, делятся также на тех...», «Иисус к рыбакам Галилеи...»), рассуждения о современной жизни и искусстве («Современники», «Прощание с веком»).

Иосиф Александрович Бродский (1940—1996) — поэт сложной судьбы, автор книг «Конец прекрасной эпохи» (1977), «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Заметки папоротника» (1990), «На околицах Атлантиды» (1992). В 1964 году против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве, его приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году И. Бродский возвращается в Ленинград. Тогда же были опубликованы его четыре поэмы, однако большинство поэтических произведений поэта публиковались на Западе («Стихотворения и поэмы» (1965), «Остановка в пустыне» (1970)). С 1972 года — период эмиграции. В это время И. Бродский пишет стихи, прозу на двух языках, преподает в университете в США, переводит на русский язык английских поэтов. В 1987 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью», а в 1992 году — присвоено звание поэта-лауреата США.

Стихотворения И. Бродского насыщены философской глубиной, рефлексивностью, метафоричностью и вместе с тем отличаются конкретностью образов (стихотворение «Воспоминание»):

 

Белое небо крутится надо мною.

Земля серая

тарахтит у меня под ногами.

Слева деревья.

Справа

озеро очередное

с каменными берегами,

с деревянными берегами.

 

Для творчества И. Бродского характерны следующие признаки: использование сквозных символов (Время, Смерть, Слово); преобладание философичности в лирике, медита- тивность, рефлексивность в лирике; увлеченность библейской и античной тематикой.

Большинство стихотворений из сборников «Остановка в пустыне» (1970), «Часть речи» (1977), «Урания» (1987) и цикла стихов «Воздух с моря» (1994) посвящено вечному вопросу борьбы человека с враждебным миром, из которой нелегко выйти победителем:

 

Что ты делаешь, птичка, на черной ветке,

оглядываясь тревожно?

Хочешь сказать, что рогатки метки,

но жизнь возможна?

 

Как и во всей русской литературе рубежа веков, в драматургии успешно «соседствуют» реализм, модернизм, постмодернизм. В ее «творении» принимают участие представители разных поколений: писатели поствампиловской волны — Л. Петрушевская, М. Арбатова, А. Казанцев, создатели постмодернистской драмы Д. Пригов, В. Сорокин, драматурги 1990-х годов — М. Угаров, Е. Гришковец, Н. Коляда, М. Курочкин и другие авторы.

Алексей Николаевич Казанцев (1945—2007) — драматург поствампиловской волны, получивший признание в конце 1970-х — начале 1980-х годов, создатель журнала «Драматург» и одного из самых модных театров Москвы (совместно с Михаилом Рощиным) — Центра драматургии и режиссуры. А. Казанцев является автором пьес «Антон и другие» (1975), «Старый дом» (1976), «С весной я вернусь к тебе...» (1977), «И порвется серебряный шнур...» (1979), «Великий Будда, помоги им!» (1984), «Сны Евгении» (1988), «Тот этот свет» (1992), «Бегущие странники» (1996), «Братья и Лиза» (1998).

Лучшим произведением А. Казанцева является пьеса «Старый дом» (1976) о жизни людей, о поиске ими своего места в мире. Обитатели старого дома любят и ненавидят, мечтают и страдают, ищут вечный смысл бытия и решают элементарные бытовые проблемы, а в это время рушатся их судьбы. Первой любви мешают ссоры как внутри семей, так и между ними, что напоминает коллизии шекспировской пьесы «Ромео и Джульетта». Во второй части произведения преобладает мрачная символика. Таким образом, история жизни людей, сосуществующих в одном отдельно взятом доме, как бы переносится на жизнь общества в целом. Рушатся не только старые дома, на смену которым приходят железобетонные монстры многочисленных банков и казино, рушится вековая культурная традиция.

А. Казанцев в пьесе-притче, пьесе-предостережении «Великий Будда, помоги им!» (1984) обличает тоталитаризм и его наследие в душах людей. Драматург создает художественную модель не только казарменного социализма советского образца, но и любого тоталитарного государства мира — образцовую коммуну имени Великих Идей. Для пьесы характерно обилие сцен натуралистического характера, подчеркивающих, что для идеологов казарменного коммунизма люди являются лишь подсобным материалом при возведении фундамента личного будущего. Задача простых людей — исполнять волю вождей в деле созидания нового мира.

Творчество Людмилы Стефановны Петрушевской (род. в 1938 году) развивается во многом в традициях русской классики, и прежде всего творчества А. П. Чехова. Отказ от поучительства, от вынесения приговора своим героям — вполне в духе Чехова, который видел задачу литературы в том, чтобы не отвечать на вопросы, а правильно их ставить. Л. Петрушевская является автором книг пьес, монологов и диалогов для театра «Такая девочка» (2002), «Измененное время» (2005), «Квартира Коломбины» (2006), «Московский хор» (2007) и др.

В своих ранних произведениях Л. Петрушевская рассказывает скорее не историю жизни, а историю болезни общества, концентрируясь на нелепостях быта. Быт — плен и главный персонаж ее драматургии. Так, в пьесе «Стакан воды» супруг пришел к выводу, что ему нужна приходящая жена, «то же самое и прачка, и кухарка». Апогей абсурдности быта одной семьи показан в пьесе «Квартира Коломбины», где каждый думает только о своем и занят собой. Женская неустроенность — сквозная тема в творчестве Л. Петрушевской. В ее пьесах нет счастливых семей и счастливых женщин.

В пьесе «Опять двадцать пять» (1993) Л. Петрушевская, используя фантастическую условность, выступает против вторжения государства в частную жизнь людей, защищая их право отличаться друг от друга.

Место действия пьесы «Мужская зона» (1994) напоминает одновременно концлагерь и один из кругов ада. Л. Петрушевская соединяет несоединимое, сводит вместе тех, кто ни по каким параметрам в один ряд не выстраиваются: в «кабаре» «мужской зоны» для участия в спектакле «Ромео и Джульетта» Шекспира отобраны только знаменитости: Ленин, Гитлер, Бетховен, Эйнштейн.

В пьесе «Бифем» (2001) рассказывается о женщине с двумя головами. Действие перенесено в будущее, когда пересадка органов, в том числе мозга, оказалась возможной, и Би согласилась присоединить к своему телу вторую голову, голову ее только что погибшей дочери, спелеолога Фем. Произведение построено на диалогах двух голов, которые высказывают противоположное видение результатов этой операции: Би горда своей жертвенностью, а Фем страшно мучается, сознавая, что никогда не узнает ни любви, ни брака, и умоляет мать покончить с собой.

Пьеса Бориса Акунина (Григорий Шалвович Чхартишви- ли, род. в 1956 году) «Чайка» вышла в 2000 году и представляет собой ремейк комедии А. П. Чехова «Чайка», пятый акт, дописанный к знаменитой пьесе. В произведении современного автора действуют те же персонажи, события происходят в имении Сорина. Б. Акунин использует многие чеховские художественные ходы, пародийно переосмысляя их. Сначала он полностью цитирует произведение А. Чехова, а потом предоставляет читателю несколько вариантов развития событий: вводит свою последнюю сцену четвертого действия, где изменяет лишь ремарки, от которых значение слов персонажей кардинально меняется; во всех вариантах пятого акта роль следователя берет на себя доктор Дорн, рассказывая о своем родстве с династией фон Дорнов (авторский намек на Фандорина); каждый раз смерть Треплева, произошедшая в конце чеховской «Чайки», представлена по-разному (подтверждение его самоубийства; убийство самыми различными, порой неожиданными участниками пьесы, в самом последнем варианте в убийстве Треплева признается сам Дорн).

Николай Владимирович Коляда (род. в 1957 году) — известный драматург, автор пьес «Рогатка», «Мурлин Мурло», сборника «Персидская сирень и другие пьесы» (1997). Действие большинства произведений Н. Коляды происходит в канаве, на обочине жизни, где живут люди из социальных низов, временами совсем опустившиеся, деградировавшие, нахальные, злые. Создается впечатление, что герои — не люди, не личности, а бездуховные существа, у которых, возможно, нет души. Предел мечты для некоторых из них — быть собакой у заграничной миллионерши («Полонез Огиньского»).

Сборник «Облом Off» Михаила Юрьевича Угарова (род. в 1956 году) включает пьесы, большая часть которых посвящена проблемам XIX века, произведения раскрывают пошлость неравных браков («Оборванец»), убожество жизни провинциального семейства («Правописание по Гроту»), затрагивает проблемы человечности и бесчеловечности («Газета “Русскш Инвалидъ” за 18 июля...»), бездуховности человеческого бытия в коммунальной квартире («Кухня ведьм»), сложных взаимоотношений Творца и безликости («Голуби») и др. Только пьесы «Разбор вещей» и «Зеленые щеки апреля» о XX веке. Разбирая вещи, оставшиеся после некоей безвестно умершей Анюты (пьеса «Разбор вещей»), герой становится участником трогательных переживаний, когда прошлое и современность меняются местами.

Вопросы:

1. Какие направления можно выделить в современной русской литературе? Приведите примеры произведений.

2. Творчество каких современных поэтов, на ваш взгляд, является наиболее традиционным (новаторским)? Свой ответ обоснуйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: