double arrow

Русские старожильческие говоры связаны с говорами Вологодско-Вятской, Поморской групп. Одной из характерных особенностей считались «чоканье» и «окающий» разговор.


оканье – произнесение «о» как под ударением, так и в безударных слогах («рости», «росхорошенькой», «топереча», «спожонила», судароня»);

ёканье – произнесение в безударных слогах «ё» вместо «е» («будёт»);

• замена «е» на «о» («цоловаться», «спожонила», «серцо»);

• замена «щ» на «шш» («ишшо», «гушша», «пушше», «рошша», «вешши»);

• замена «ч» на «ш» («пошто», «девишник»);

• замена «ц» на «с» («выхожденьисо», «благословленисо»);

• замена «ы» на «о» в окончаниях слов («разбитой»);

• частое употребление частиц - «от», «то», «та», «ту», «ка» («тамо-ка», «како-то», «тута-ка»);

частое употребление кратких прилагательных («целна миска», «коса матеруща»);

• сокращение окончаний в глаголах 3-го лица единственного числа («она мот» – может, «бегат» – бегает).

В разговорной речи переселенцев отчетливо сохраняется:

аканье – произнесение в безударных слогах «а» вместо «о» («маладого»);

замена «л» на «в» в окончаниях глаголов 3-го лица единственного числа прошедшего времени («стругався», «покрав», «загнав»);

• произнесение «э» вместо «е» после «ч» («ручэй», «чэрнобривая»);

• замена «и» на «ы» («крычать»);

• замена «е» на «я» в безударных слогах («няделя», «сяводни», «вясёла», «ляску»);

• мягкое произнесение окончаний глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («идёть», «ходить»);

• мягкое произнесение звука «г».

 

9. Северорусская певческая традиция: история заселения территории, жанровая система, исполнительские особенности, музыкальная стилистика.

История заселения территории:

К территориям, на которых бытует северорусская певческая традиция (СПТ), можно отнести Псковскую, Пермскую, Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую, Ленинградскую области, север Нижегородской и Костромской областей, бассейны рек Вологды, Мезень, Печора, побережье Белого моря, русские сёла в Коми, республику Карелия, Усть-Цильма, Кольский полуостров.

В отличие от запада и юга России север заселён в более поздний период. В основном это ссыльные люди. Несмотря на большую протяжённость территории, СПТ более или менее едина в своих стилистических особенностях. Это обусловлено, прежде всего, сходными природными условиями, близостью форм хозяйствования (рыболовство, скотоводство, ремёсла и промыслы), а также торговым и культурным связям, которые налаживались благодаря беломорскому судоходству.




Этапы заселения севера России:

1. XVI в. – приход беглых скоморохов по указу царя Алексея Михайловича «О вредности скоморошьего дела».

2. После 1664 г. переселение старообрядцев. Все переселенцы были очень образованными людьми. Скоморохи были носителями народного музыкального искусства, а старообрядцы были хранителями церковных традиций.

С этим связано певческое искусство, декоративно-прикладное творчество, христианская идеология в поведении и морали.

Переселенцы вступали в контакт с местными жителями финно-угорской языковой группы: вепсами, удмуртами, коми-пермяками. Русские переселенцы стимулировали развитие материальной и духовной культуры этих племён.

Жанровая система:

Жанровая система сформировалась во время заселения территории русскими. Особенность северной традиции – преобладание эпических жанров в сольной сказительной форме (былины, баллады, духовные стихи, скоморошины, старины, небылицы).

Былины бытовали в форме старины (одноголосная нестрофическая импровизационная форма с тоническим стихосложением).

Существует традиция династийного исполнения былин. Яркий пример – Тарас Григорьевич Рябинин и его сыновья.

Баллады связаны с историческими и религиозными сюжетами. На бытовые сюжеты они появились только в начале ХХв. И назывались «былички».



Свадебный обряд был детально разработан, чётко соблюдаем, строго регламентирован. Северная свадьба является наиболее сохранившимся образцом древнерусской свадьбы, поэтому она включает в себя гораздо больше, по сравнению с югом и западом, количество ритуальных действий, действующих лиц (свадебные чины, большие и малые бояре и князья, тысяцкий).

Наиболее распространена традиция обряжения веников, обряд хождения «по орехи» вместо девичника и мальчишника, огромная расширенная предсвадебная часть, сватовство, пропой, рукобитие, смотрины.

Свадебный обряд содержит очень большое количество поэтических жанров: плачи во всех разновидностях, корильные, приговоры свахи и дружки.

Свадебный обряд в большей степени сохраняет традиции древнего Новгорода. В свадьбах Вологодчины много причетов, а в песнях - плачей. В свадебных обрядах Псковской, Ленинградской и Новгородской областей, помимо плачей, которые являются основным жанром, ещё существуют величальные, праздничные, шуточные и корильные песни.

 

Другой очень распространённой на севере традицией являются хороводные праздники, которые обычно проводятся весной, начиная с Николы Вешнего (19 мая) до Петрова дня (12 июля). Северные хороводы сохранили магические и языческие формы и выполняют функцию календарных обрядов. Форма проведения хороводного праздника была сродни ритуалу, т.к. хороводные фигуры чередовались в строго определённом порядке. От наборного хоровода, поясных поклонов через столбы, круги, плетни и кадрили. Был строго определён песенный репертуар и выстроена иерархия включения новых участников в хоровод. Строги были нормы поведения в хороводе девушек и женщин.

В Х1Х-ХХ вв. начинается активное проникновение городского фольклора, например, частушка, в бытовую среду.

Развитая форма деревенской вечёрки включала в себя много плясовых жанров, в том числе и фигурные кадрили.

Лирическая песня встречается только в женской разновидности – «дивья» лирика.

Хороводных текстов гораздо больше, чем напевов, они приурочены к последним календарным датам, а напевы, как правило, повторяются и носят форменный характер.

 

Исполнительские особенности: Преобладание эпических жанров в северной традиции влекло за собой широкое бытование тонического стихосложения (плачи, былины, старины), хотя во многих жанрах используется силлабический тип стихосложения (песни, связанные с движением).

Мелодика песен севера достаточно скромна, она небольшого диапазона (в пределах квинты или сексты), в основе её лежат узкообъёмные гемитонные звукоряды часто с использованием ум.5 в основе.

Многоголосие почти везде гетерофонно-монодийного типа часто с октавным удвоением голоса вверху.

Манера исполнения мягкая, сдержанная потому, что очень много песен исполнялось в избе, даже для хороводных песен, исполняемых на улице, свойственно умеренно яркое звучание с целью «экономии тепла и экономии силы». Наиболее яркая и открытая манера пения в традиции вологодско-архангельской и Печорской групп.

 

10. Казачий песенный стиль: музыкальное своеобразие и стиль исполнения. История расселения и особенности быта Кубанских, Семейских казаков и казаков некрасовцев.

• Музыкальное своеобразие и стиль распространения: Основой музыкального содержания казачьих песен является натуральные диатонические лады – разновидности мажора и минора (миксолидийский - 7низ; дорийский – 6 выс). Ангемитонные лады встречаются реже. Часты терции, терцовые цепи, оканчивающиеся октавой или унисоном. Изредка встречаются диссонансные созвучия (ч.4, ум.5), нет б.2, м.2.

• Часто голоса движутся унисоном, октавами, параллельными трезвучиями и их обращениями, септаккорды встречаются редко, причём септима вводится и выводится как скачок. Очень редко одноголосное исполнение (исключение-частушка).

• Характерной особенностью стиля является ясная и чёткая дикция, одновременное исполнение песни всеми певцами с момента вступления всего коллектива после запевалы, сохраняется единство текстового и музыкального ритма, иногда с варьированием партий, подголосков.

• Чрезвычайно широко применяются мелодические распевы в партиях запевал и в подголосках, когда развитый интонационно-мелодический и ритмический обороты распеваются на 1 слог.

•  Подголосок – дишкант - в казачьем хоре играет очень важную роль. Это душа песни, без него песня кажется не полной, как бы хорошо не исполняли её другие голоса. Подголосок оживляет мелодию, варьируемую средними голосами. Чем лучше подголосок знает песню, тем увереннее и разнообразнее его ходы. Часто возникает ритмическое дробление сильной или относительно сильной доли такта и встречается пунктирный ритм.

Кубанские казаки.

Развитие песенной культуры Кубани тесно связано с историей борьбы народов Кубани за обновление жизни, с культурно-бытовым укладом, нашедшим отражение в народном творчестве.

Кубанская песенная традиция вбирает в себя многонациональные элементы (украинские, русские, северокавказские).

К 18 в. Кубань была заселена различными племенами. Туда бежали крестьяне с центральной России, спасаясь от боярского гнёта.

В 1787 г. по указу Екатерины 11 все земли таманского полуострова и устья р. Кубани были отведены Черноморскому войску, которое формировалось из бывших казаков Запорожья украинского населения.

В начале 19в. Кубань заселяли жители юга России, украинских северных губерний. Военное воспитание Кавказских народов оказали огромное влияние на формирование военного фольклора, на песни. Пляски и игры.

Игры, которые строились на хороводе, принесены преимущественно переселенцами с Украины, Белгорода, имеются кавказские элементы. В 19веке в песенно-танцевальном творчестве кубанцев появляются проводы казаков. В грустных, заунывных и бодрых песнях рассказывается об ожидании ушедших в поход казаков, о тяжёлой жизни кубанских казачек, о смелости и стойкости казаков в жестоких боях.

В знак верности уходившим и в знак памяти о себе девушки повязывали казакам белый платок выше локтя. Служба проходила в седле, в походах и не удивительно, что в большинстве песен слышится ритм стука копыт.

Что касается женщин Кубани, они горды, легки в поступи, в танце можно заметить. Что они закрывают лицо, опрокинув ладонь.

Мужской костюм сходен с костюмом кавказских народов: черкеска, широкий пояс с кинжалом, большой белый капюшон, бурка, шаровары, папаха, рубаха навыпуск, подпоясана, шаровары заправлены в кожаные сапоги.

Женский костюм: длинная юбка, приталенная кофта, на голове не завязанные платки или шарфики, волосы убраны под фальшонку.

Некрасовцы .

1708г.

Жители Донского края преследовались Петром 1 за инакомыслие. Под предводительством Игната Некрасова покинули свои земли и отправились на Кубань, затем через Дунай и Румынию в Турцию. Там они жили 254года. В 1962г. Советская власть организовала их переезд на родину. Они были расселены в Левокумский район Ставропольского края.

Некрасовцы – старообрядцы. Духовную музыку поют по крюкам или как они выражаются «по солям». Прожив за пределами России более 250 лет, они переняли от своих предков и сохранили ту уникальность, которая свойственна только им. Здесь нет строгого партесного многоголосья и нет строгого унисона. Некрасовцы поют свободно – «по-народному», витиевато украшая своё пение характерными мелизмами, импровизируя и «играя» голосами. Казаки-некрасовцы относят себя к древнеправославной белокриницкой церкви. «Как от греках приняли веру, так и храним её» - говорят Казаки. Священника выбирают «кругом», общиной, из своих казаков.

 

Семейские.

Потоки раскольников, которые образовали группу русских поселенцев Забайкалья. Всего их около 100000 человек. Они живут в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбогатайского районов Бурятской АР. Есть представители и Читинской республики.

С 1653-1660 гг. происходил раскол церкви и гонения старообрядцев.

Часть староверов оказалась среди казачества: выходцы из Тульской, Московской, Рязанской, Калужской областей. Они и отправились в Польшу.

Екатерина 11 издала указ о заселении окраинных территорий России, по этому указу они вернулись в эти места из Польши. Параллельно отменилось преследование за веру.

 

11. Среднерусская певческая традиция: территория распространения, история заселения, музыкальная стилистика и исполнительские особенности.

Территория распространения: Московская, Владимирская, Рязанская, Ярославская, Ивановская, Пензенская, Костромская области. Частично Тверская, Тамбовская, Тульская и Нижегородская области.

История заселения:

В период создания государства Киевской Руси северо-восток его территории – земли по верховьям Волги и Оке – были заселены славянами – вятичами. Эта территория была известна под общим именем «Залесская Русь». Называлась так она потому, что дремучими, непроходимыми лесами была отделена от остальной Руси и ее центра – Киева. Заселение этого северо- восточного края шло только с запада – из земель Новгородских, а путь из Киева в «Залесскую Русь» шел сначала на север, до

верховьев Оки, откуда уже поворачивал на восток. В былинах есть указание, что, когда Илья Муромец проехал из Мурома через дремучие леса прямо в Киев, ему не поверили, пока он не показал пойманного им в этих лесах знаменитого Соловья-

разбойника. Однако, несмотря на свою удаленность и трудность сообщения, «Залесская Русь» уже во времена Владимира Святаго имела города: Суздаль, Ростов, Муром, и начала называться Суздальской Русью. Сыновья Владимира Святого, Борис и Глеб получили уделы в Суздальской Руси: Борис – Ростов; Глеб – Муром.  Вскоре, в конце XII – начале ХIII вв. по этому пути устремляется мощный поток переселенцев из района, захиревшего и разоряемого постоянными набегами кочевников, Киева. Переселенцы основывали новые города и села, давали названия рекам. Так на северо-востоке возникают города: Звенигород, Вышгород, Галич, Переяслав-Залесский, Переяслав-Рязанский, (нынешняя Рязань) – одноименные с городами юго-запада. Селам дают переселенцы названия: Киево, Киевцы, Киевское; рекам – Трубеж, Лыбедь, Почайна, Ирпень, т. е. названия рек Приднепровья. Уходя на север и северо-восток, население Киевского, Переяславского и соседних с ними княжеств, уносило былины – богатый народный эпос, воспевающий эпоху Владимира Святого (Владимира-Красное Солнышко, как его называл народ). С удивительной свежестью сохранились эти былины в северо-восточной и северной России, даже в далекой Сибири. Но совершенно исчезли они из народной памяти на юго-западе, на Украине, где народная память не сохранила былин о Киевской Руси, а имеет только казацкие «думы» о событиях XVI–XVII веков. Среднерусская певческая традиция России охватывает междуречье Оки и Волги. Так как до образования Московского государства эта территория продолжительное время являлась зоной интенсивных межэтнических контактов между проживавшими здесь славянскими (вятичи) и угро-финскими племенами (мурома, мещера, меря), в материальной и духовной культуре прослеживается оригинальный сплав северорусской и южнорусской музыкальной стилистики. Центральная часть России – это уходящие в глубь веков народные песенные и танцевальные традиции, своеобразные народные ремёсла, своеобразная архитектура древней Руси. С образованием Московского государства эта территория стала центром политической, экономической и культурной жизни России. С ней связано объединение русских земель, становление и расцвет Российского государства.

Москва являлась не только административным и культурным центром Древней Руси, но и её географическим центром.  Среднерусская традиция кристаллизует в себе

общенациональные черты, естественно вбирая признаки многих местных школ, творчески перерабатывая и подчиняя их своим внутренним законам. Впитывая разнообразные художественные влияния в процессе объединения русских княжеств, культура центра, несомненно, оказывала значительное воздействие на

развитие музыкального фольклора периферии. Не случайно в

народе говорят: «В Москву за песнями». В средней полосе

России находились сельскохозяйственные районы, были

распространены кустарные промыслы. С развитием

промышленного производства в городах и посёлках в среде

крестьян получило развитие отходничество.

В Центральной части России дома строились двускатные, на

небольшой подклети, с завалинкой. Сзади или сбоку примыкал

крытый двор, перед домом – обязательно палисадник. Дома в

деревнях расположены двумя рядами, окна смотрят друг на

друга. Дорога между домами называлась трактом.

Музыкальная стилистика и исполнительскте особенности:

В Центральной части России раньше, чем в других её

областях стала нарушаться замкнутость домашнего быта.

Жители средней полосы России приобрели широкую

известность благодаря своему открытому характеру и

музыкальности. Ярославцев в народе называют «песенниками»,

владимирцев – «гудошниками», суздальцев – «волынщиками». С возникновением ремёсел и развитием промышленности

наравне с мужским трудом стал применяться и женский. Это

изменило и семейно-бытовой уклад. Преобладающими

становятся песенные жанры, связанные с движением, которые

имеют четкую строфику и моторную ритмику. Хороводы здесь

бытовали однородные и смешанные, имевшие круговую основу

и линейное построение. Игровые хороводы, как правило,

заканчивались поцелуем.

Для среднерусского хоровода, по местной терминологии

«каравод», «основка», «круги», «топтач», было типично участие

танцоров-вокалистов, которые своими движениями зрительно

«подкрепляли» содержание песни. Их движения руками во

время исполнения песни назывались «рассуждениями».

Хороводные песни очень разнообразны за счёт дробления

ритмической структуры, учащения произнесения текста. Они

отличались четкой расчлененностью песенного периода-строфы

и моторной ритмикой и делились на две части – медленную и

быструю. Соответственно и хоровод состоял из двух частей –

медленного движения, чаще всего по кругу, и быстрого, живого

припляса во второй части. Такие песни сочетают в себе

степенность северных и плясовую стихию южных хороводов.

 

12. Южнорусская певческая традиция: территория распространения, стилистические особенности, традиционная хореография.

Территория распространения: Южнорусская песенная традиция (ЮРПТ) близка к западной, т.к. близки территории, к которым относятся Белгородская, Курская, Воронежская, Липецкая области, южные районы Тульской и Рязанской областей. Восточные районы Калужской и Орловской областей, север Тамбовской области, а также музыкальный фольклор русских сёл в Харьковской и Сумской областях, вся территория от среднего течения р. Оки до украинских поселений.

Стилистические особенности: в ЮРПТ главное выразительное средство это – ритм. Он бывает слоговой. Мелодический и хореографический.

Преобладает силлабическое стихосложение (5+5, 6+6, 7+7 – в хороводных песнях, 8+8, 9+9 – в лирических песнях, 7+7 – в свадебной лирике)

Карагоды с пересеком – полиритмия

Исполнение звука с пульсацией мелкими долями.

Синкопы

Огласовки гласных, внутрислоговые гласные (дифтонги)

Лады: мажор с 7 низкой, минор с 6 высокой. Миксолидийский мажор с б.2 внизу, целотонный лад.

Гетерофония, контрастное двухголосие, развитое контрастное трехголосие. В напевах гетерофонного склада не возниает вопрос о главных и вспомогательных функциях голосов, т.к. все горизонтали являются вариантами одной мелодии. В контрастном двухголосии две хоровые партии выполняют разные функции – один певец «рассказывает», другой – «тянет», как говорят белгородские певцы.

Во время исполнения выясняется, часто певец, которому было поручено рассказывать, ведёт нижний голос, выговаривая активно все слова текста. Его партия достаточно интонационно развита. Они и является основной в двухголосном распеве. А исполнитель верхнего подголоска в основном вокализирует на гласных «а», «о», «э». в местном трёхголосии крайние голоса значительно менее развиты по сравнению со средним. Они образуют квинтовый каркас, внутри которого средний голос вычерчивает свой самостоятельный рисунок. В подобных случаях запевает исполнитель средней партии. Соответственно средний голос является ведущим. ФОРМА И СТРУКТУРА ПЕСЕН ЮГА РОССИИ.

1. простая музыкальная периодичность (ПМП). По всей вероятности такая форма сложилась во времена освоения Дикого Поля. ПМП – это когда одна лаконичная музыкальная фраза повторяется несколько раз подряд с небольшими вариантными изменениями (баллада «Там татары шли»). Целое в таких песнях составляется из нескольких сходных музыкальных построений. Лишь заключительная каденционная фраза несколько отличается от остальных. Главное свойство подобных песен – непрестанное возвращение к исходному музыкальному материалу.

2. однотональная двухчастная форма. В такой форме запев с частью хорового запева завершается длинными унисонами на главном устое, составляет первую часть и часто на подобном устое словообрыв. Одно из важных качеств подобных песен является сохранение одной тональности на протяжённости всей строфы.

СТРУКТУРА ПЕСЕН.

1. сечение на неустое. Чрезвычайно распространены на Юге России песни, в строфах которых одно из музыкальных построений завершается на большесекундовом вводном тоне. Возникает ощущение отклонения в тональность 7ступени и затем следует каденция, которая закрепляет одну тональность.

2. повторение запева. Для песен сравнительно позднего происхождения (воинская песня, тюремный романс). Типмчно такое строение строфы, когда материал сольного запева полностью исполняется в хоровой части. Мелодия запева проходит либо в нижнем, либо в среднем голосе, а остальные голоса выполняют вспомогательную роль.

3. куплетная форма. Одна из новых форм Юга России. Каждая строфа в подобных песнях представляет собой простой период, в котором два предложения находятся в вопросно-ответном соотношении. Каждый куплет – строфа,

законченная по смыслу. Чаще всего она состоит из 4 стихотворных строк, не редко рифмованных.

Традиционная хореография: В былые времена по праздникам толпы одетых в национальные костюмы крестьян собирались у реки, на лугу. Зимой плясали под игру дударей, весной и летом водили «танки» и «карагоды».

В конце зимы и ранней весной, во время великого поста, в этих местах исполнялись, так называемые, «говеенские» песни. Они скромны по тематике, мелодии их сдержаны, неторопливы, строги.

На «Красную горку» (следующее воскресенье после пасхи) водили хоровод с полотенцами – «ширинками» (полотенце с вышивкой).

Множество молодых парней и девушек, держась за руки, становились в 2 линии, лицом друг к другу. Две пары, стоявшие по краям людского «коридора» (обычно мужчины) держали по полотенцу. Последняя по ходу движения хоровода пара, приплясывая, входила внутрь «коридора», увлекая за собой остальных. Проходя под поднятым передней парой мужчин полотенцем, танцующие продвигались вперёд; через некоторое время первые участники хоровода становились последними и в свою очередь заходили внутрь образованного танцующими «коридора».

В это время из соседнего села навстречу двигалась другая группа певцов и танцоров. Оба хоровода сталкивались, происходила весёлая борьба, в результате которой жители одного села победно «вели ширинку» дальше, побеждённые же смущённо расходились.

И напев, и поэтическая образность песен «хоровода с ширинкой» отличаются подчёркнутой грубоватостью, озорной откровенностью проявления чувства.

После Пасхи на лугу плясали «в кружку». Местная круговая хороводная пляска весьма темпераментна. Участвующиев ней мужчины высоко подпрыгивают на месте и чётко, с силой выбивают ногами плясовой ритм. Лучших, наиболее ловких плясунов в этих местах называют «хазунами». Круговые «карагоды» с пляской и в наши дни нередко исполняются по случаю праздника.

 

 

13. Народно-певческая традиция Тульской области: история заселения, предпосылки формирования традиции, жанровый состав и певческая манера.

История заселения: смотри у Тани в What’s App

• Расселение первобытных племен на землях, занимаемых ныне Тульской областью, началось в эпоху неолита в среднем течении реки Красивая Меча в Шиловской долине.

• На территории, соответствующей Центральной России, с VIII века до н. э. обитали племена финно-угров и балтов.

•  В конце VII в. н. э. их потеснили многочисленные славянские племена, начавшие в VI в. н. э. массовое расселение по Восточной Европе. Столицей славянского племени вятичей был городок Дедославль на реке Шиворонь (теперь село Дедилово Киреевского района).

• В 1034 г. земля вятичей перешла во владение князей Черниговских - Олеговичей.

• В 1246 г. потомки князя Черниговского основали княжения Одоевское, Белевское, Воротынское.

• С 1396 по 1494 год эти земли были во владении литовских князей.

• В 1499 г. Иван IIIвпервые разделил государство на наместничества. Большая часть территории нынешней Тульской области перешла в ведение Рязанской чети (по Г. Чуднову, 2000).


18 декабря 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на 18 губерний. Тула при этом получила статус провинциального города Московской губернии.

• 16-24 декабря 1777 г. по указу Екатерины II произошло открытие Тульского наместничества. В составе наместничества были определены 12 уездов: Тульский, Алексинский, Белевский, Веневский, Одоевский, Каширский, Крапивенский, Епифанский, Чернский, Ефремовский, Новосильский, Богородицкий. В 1797 г., в царствование Павла I, все наместничествабыли переименованы в губернии.

• Значительные изменения в административном делении губернии были произведены в первые годы после революции: передача Каширского уезда в состав Московской губернии (в 1923 г.) и Новосильского уезда в Орловскую губернию (в 1925 г.).

• В 1929 г. Тульская губерния теряет самостоятельность и становится Тульским округом Московской губернии. К этому округу отходят примыкающие уезды Рязанской и Калужской губерний.

•  Как самостоятельная единица Тульская область существует с 1937 г.

В 1967 г. в Тульской области было закреплено 23 района с девятью городами областного подчинения.

 

Предпосылки формирования традиции: На территории Тульской области обнаруживаются стилистические признаки как южной, так и северной традиции. Территория современной Тульской области в разные исторические периоды была подвержена разнообразным культурным влияниям. До 13 века эти земли были закреплены за Киевским княжеством. После падения Киевской Руси территорию захватил Рязанский князь. В период татаро-монгольского нашествия Тула платила дань жене золотоордынского хана Джанибека Тайдуле. Однако в сравнении с наиболее южными районами здесь удаётся сохранить население, но и даже несколько увеличить его. В период татаро-монгольского нашествия Тула была единственным местом, которое не было уничтожено до основания. В связи с этим сюда бежали жители Орловской, Курской, Воронежской, белгородской земель. Сосредоточилось это население в основном в северо-западном лесистом и болотистом крае, и в лесах на востоке в районе Каширы. С конца 14 века тульские земли становятся стратегически важными для московских князей. С 1503 года Тула, по завещанию князя Федора Ивановича, становится южной границей Московского княжества. По её территории проходит засечная черта с укреплением городов Белев, Крапивна, Одоев. До середины 16 века иерритории постоянно подвергаются набегам со стороны Крымских татар. Для защиты Московских земель власть организует здесь сторожевую службу. В Туле возводится каменный кремль. В 15-17 веках часть земель современной Тульской области находилась во власти Литовского княжества. В 17 веке в Туле активно открываются оружейные заводы. В связи с этим в регион отправляются специалисты и крестьяни из разных уголков России. По литовской версии, «тулица»-тихое место. Тишина. Петр 1 собрал сюда самых разных людей. Так появились Курская, Орловская и Калужская слободы.

Жанровый состав:

Центральный элемент жанровой системы –  хороводные песни;

• Календарные  (подблюдные,  заклички, троицкие, масленичные)

• Песни свадебного обряда (плачи, величальные, корильные, лирические свадебные и др.)

• Лирические любовные, рекрутские;

• Семейно-бытовые;

Частушки, страдания.

• Певческая манера: Зычная с преобладанием грудного резонирования, при наличии высокой позиционности звука. Используется открытая вокализация. Песня поётся звонко и непринуждённо. Верхние голоса отличаются особо ярким звуком, нижние – очень плотные, густые, на хорошей опоре. Дыхание используется цепное, атака звука твёрдая. Часто в конце строфы звучат долгие унисоны.

• Характерными приёмами исполнения являются подъезды к звуку, спады, глиссандо, форшлаги, встречается распевы слогов, огласовки согласных.

• В лирические протяжные песни более раннего происхождения богаты мелизматикой, но чаще всего по типу многоголосья гетерофонного склада.

• Для лада характерен переменный мажор-минор, использование минорного трихорда, переменный мажор-минор с устоем в середине. По звукообьёму лад достаточно узок – в пределах кварты, квинты.

                                                                                     

 

14. Казачий песенный стиль: музыкальное своеобразие и стиль исполнения. История расселения и особенности быта Донских, Оренбургских и украинских казаков.

Музыкальное своеобразие и стиль распространения:

Основой музыкального содержания казачьих песен является натуральные диатонические лады – разновидности мажора и минора (миксолидийский - 7выс; дорийский – 6 выс). Ангемитонные лады встречаются реже. Часты терции, терцовые цепи, оканчивающиеся октавой или унисоном. Изредка встречаются диссонансные созвучия (ч.4, ум.5), нет б.2, м.2.

Часто голоса движутся унисоном, октавами, параллельными трезвучиями и их обращениями, септаккорды встречаются редко, причём септима вводится и выводится как скачок. Очень редко одноголосное исполнение (исключение-частушка).

Характерной особенностью стиля является ясная и чёткая дикция, одновременное исполнение песни всеми певцами с момента вступления всего коллектива после запевалы, сохраняется единство текстового и музыкального ритма. Иногда с варьированием партий, подголосков. Чрезвычайно широко применяются мелодические разводы в партиях запевал и в подголосках, когда развитый интонационно-мелодический и ритмический обороты распеваются на 1 слог. Подголосок в казачьем хоре играет очень важную роль. Это душа песни, без него песня кажется не полной, как бы хорошо не исполняли её другие голоса. Подголосок оживляет мелодию, варьируемую средними голосами. Чем лучше подголосок знает песню, тем увереннее и разнообразнее его ходы. Часто возникает ритмическое дробление сильной или относительно сильной доли такта и встречается пунктирный ритм.


Донские казаки.

Донские казаки сыграли значительную роль в истории казачества. Все остальные войска создавались по его образцу и под его влиянием. В истории Войска донского можно проследить, какое значение вкладывали казаки в слово «ВОЙСКО». Понятие «войско» включает в себя всех, в том числе и не казаков, живущих на территории, ограниченной войсковой границей и естественными природными препятствиями.

Понятие «войско» было равносильно понятию «государство», жители которого являлись его подданными. Каждый житель был приписан к определённой станице и по традиции участвовал в выборах местного начальства и главы государства.

От каждой станицы избирались представители в более крупные территориальные объединения и вплоть до высшего органа самоуправления – круга. Во главе станицы - выборный станичный атаман. Земли на юге России, где сформировалось казачье войско, называли «диким полем», поскольку они никому не подчинялись, и жизнь там была опасна. По мере укрепления власти русских князей, затем царей там начинали возникать города наряду с казачьими станицами.

Казаки обосновались на верхнем и среднем Дону, их столицей стал Черкасск. Численность войск увеличивалась за счёт переселенцев с Украины и с северных русских земель.

 

Украинские казаки.

Украинские казаки первые поселились на своей территории и создали военные формирования. Это можно объяснить притоком с запада крестьянского населения, которое, не желая мириться с притеснением со стороны поляков, стало уходить на юго-восток. В следующем столетии это стало принимать характер массового переселения, охватившего территорию Зап. Украины, побережье р. Бур и запад Волынской области. Украинское казачество обосновалось в непреступном месте за порогами Днепра, отсюда пошло Запорожское войско.

 

Оренбургские казаки.

Оренбургское войско было первым казачьим войском в азиатской части России, а далее на восток – сибирские казаки.

В 18в эту территорию населяли башкиры, позволившие почти безо всякого сопротивления установить там восточную границу России.

Башкиры относились к пришельцам дружески, ведь редко у какого казака не было хоть капли башкирской крови. Чтобы противостоять набегам кочевников, казакам необходимо было сооружать крепости. Оренбургское казачье войско стало составляющей частью военного механизма царской России.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: