Массовая коммуникация: определение, структура, функции

Групповая коммуникация. Коммуникация в малых группах. Типы лидерства.

Групповая коммуникация - это тип коммуникационного процесса, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Основные признаки группы: 1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными. 2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке). 3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной и гарнизонной службы, Моральный кодекс строителя коммунизма). 4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь и др.). 5) распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент). 6) роль и индвидуальностькаждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ, знаки отличия, корона, форма, отдать честь и т.п.).

Основные характеристики малой группы: контактность; целостность; стабильность состава; устойчивость взаимодействия; наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля; удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Признаки малой группы: 1) контактность - возможность каждого члена группы регулярно общаться с остальными, воспринимать и оценивать другого члена группы, обмениваться информацией. 2) целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. 3) стабильность состава. 4) устойчивость взаимодействия. 5) наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных социальных ролей и статусов. 6) удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе.

Коммуникация в малой группе выполняет помимо информативной следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Коммуникация играет в этом процессе важную роль. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате общения членов группы между собой устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется своеобразная культура общения, характерная именно для данной группы, которая может содержать особые формы проявления (язык, нормы и правила поведения, мифы, традиции и ритуалы).

Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности. Личностные качества настоящего лидера: открытость, решительность и смелость, любознательность, умение слушать других, внимательность, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, ориентирован на результат, а не на процесс, имеет богатый жизненный опыт, свободен от предрассудков.

Типы лидерства:1.Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. 2. Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана на правовых нормах, признанных обществом. Это лидеры, избранные демократическим путем. 3.Харизматическое лидерство. Под ним понимается человек, который в силу своих личностных способностей и качеств способен оказывать глубокое и необычайное влияние на окружающих его людей.Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят.

 

Массовая коммуникация: определение, структура, функции.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику. СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. Пресса — это массовые периодические печатные издания. Радио — это массовое аудиальное СМИ. Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности. Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. PR-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью.

Функции массовой коммуникации в современном обществе. Позновательная позволяет человеку периодически получать информацию, не касающуюся его микромира. Призвана социализовать человека открытого, компетентного и толерантного, хотя реакции на получение неожиданной информации могут быть самые разные. Интегрирующая в условиях продолжающейся дифференциации общества, культуры, этноса и жизненных стилей необходим баланс этих процессов, чтобы не допустить перегибов. МК среди прочего является таким балансом, поставляя людям разных статусов и ценностей одинаковую информацию. Выполнение МК этой функции позволяет некоторым исследователям утверждать, что МК является социальным институтом. Связывающая. Задача коммуникации вообще - связывать разных представителей общества. МК позволяет связывать удалённых друг от друга агентов, но это интегрирующая функция, а здесь речь о другом: МК связывает разные социальные институты,действия которых по поддержанию социального устройства должны быть скоординированными. Все институты среди своих функций имеют коммуникативную, а при её реализации они ориентированы на МК, за исключением института семьи. Формирование ожиданий. Эту функцию выполняет любой вид 'коммуникации, и том числе и массовая. И первую очередь, эта функция касается межличностной коммуникации, которая формирует ожидания относительно ближайшего окружения индивида. Социализующая. Эта функция - промежуточная по отношению к первым двум; социализация происходит через познание новой информации и напоминание об уже транслируемой, а через социализацию происходи интеграция.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: