Основания для подбора системы задач по математике
Выделяют 2 основания:
1. Дидактическая цель, в соответствии с дидактической целью конструируется соответствующая система упражнений или задач.
Выделяют следующие цели.
— Подготовка к изучению теоретических вопросов математики (для актуализации знаний или для мотивации изучения).
— Усвоение новых знаний.
— Формирование умений и навыков (закрепление изученного, совершенствование опыта).
— Иллюстрация приложений.
— Повторение изученного.
— Контроль.
2. Способ деятельности. В соответствии с определенным способом деятельности выстраивается система упражнений. Способ деятельности может быть математическим (например, применение метода координат) и учебным (например, планирование своей деятельности).
Математические задачи и их виды
· По характеру объектов:
1) практические;
Практическими задачами называют задачи, в которых есть хотя бы один реальный предмет. Такие задачи называют также житейскими, текстовыми, сюжетными.
|
|
Задача 1.
«Телефонная проволока длиной 15 м протянута от столба, где она прикреплена на высоте 8 м от поверхности земли, к дому, где ее прикрепили на высоте 20 м. Найти расстояние между домом и столбом, если проволока не провисает».
Объектами этой задачи являются реальные предметы: проволока, столб, дом. Следовательно, это практическая задача. Для того, чтобы решить
задачу с помощью математики, строят её математическую модель. В данном случае проволоку, столб и дом (точнее, стену дома) рассматривают как отрезки. Считая, что поверхности, изображающие столб и дом, перпендикулярны к этой прямой, получаем следующую математическую задачу.
2) математические.
Задачи, где все объекты математические, называются математическими.
Задача 2.
Отрезки длиной 8 м и 20 м перпендикулярны к прямой, соединяющей их концы, и расположены по одну сторону от этой прямой. Отрезок, соединяющий другие концы этих отрезков, имеет длину 15 м. Найти расстояние между отрезками (рис.1.).
Рис.1.
Решение:
Проведем ВЕ ⊥ CD. Тогда АВ = DE = 8 м, и СЕ = CD - ED = 20 - 8 = 12 (м).
Далее в ΔBCE по теореме Пифагора получаем:
Сведение практической задачи к математической выполняется посредством построения математической модели.
· По характеру требований:
1) задачи на нахождение искомых (вычисление);
В задачах этого класса требование состоит в том, чтобы найти, разыскать, распознать какое-то искомое. При этом искомым могут быть величина, отношения, какой-либо объект, предмет, его положение или форма и т. д. Очевидными примерами задач этого класса являются математические задачи на вычисление значений различных выражений, значений функций, задачи на установление характера функции и геометрические вычислительные задачи, где нужно найти длину отрезка, величину угла, площадь фигуры, объем тела и т. п. Здесь имеют место и практические задачи, сводящиеся к вышеперечисленным математическим задачам на нахождение искомого. Также сюда относят математические задачи на решение различных уравнений, систем уравнений, неравенств и их систем, задачи, в которых нужно установить вид заданных выражений, чисел, форму заданной геометрической фигуры или тела.
|
|
2) задачи на преобразование или построение;
К этому классу относятся задачи, в которых требуется преобразовать какое-либо выражение, упростить его, представить в другом виде, построить что-либо (например, геометрическую фигуру или выражение), удовлетворяющее указанным условиям. Например, задано выражение и из него нужно получить (построить) другое выражение, обладающее какими-то особенностями (скажем, тождественно равное данному, но записанное в стандартном виде и т. д.). Или заданы элементы геометрических фигур и из них (с помощью определенных инструментов) нужно построить сами эти фигуры и прочее.
Задача 3.
Упростить выражение
Решение. Данное выражение является целым рациональным выражением. Для упрощения выражения необходимо:
1. раскрыть скобки;
2. привести подобные члены.
Другими словами, нужно данное выражение привести к многочлену стандартного вида.
3) задачи на доказательство и объяснение;
В задачах этого класса необходимо убедиться в справедливости некоторого утверждения, или проверить истинность или ложность этого утверждения, или, наконец, объяснить, почему имеет место то или иное явление, тот или иной факт.
· По отношении к теории:
1) стандартные;
«Математические задачи, для решения которых в школьном курсе математики имеются готовые правила (в любой форме) или эти правила непосредственно следуют из каких-либо определений или теорем, определяющих программу решения этих задач в виде последовательности шагов, назовём стандартными». Приведем пример стандартной задачи по теме «Арифметическая прогрессия».
Задача 4.
«Выписать первые пять членов арифметической прогрессии, если a1 =10, d =4».
Данная задача является стандартной, так как её решение основано только на определении арифметической прогрессии. Определение арифметической прогрессии: «числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом (это число называется разностью прогрессии), называется арифметической прогрессией»[16].
На основе определения арифметической прогрессии составляем программу (план) решения задачи:
1. определить, какие члены прогрессии нужно найти (a2, a3, a4, a5);
2. к значению a1 прибавить разность прогрессии, полученная сумма будет вторым членом и т.д.
В соответствии с этой программой решение данной задачи будет таким: нам нужно найти первые пять членов арифметической прогрессии, у которой a1 =10, d =4.
a2 = a1 + d=10 + 4 = 14,
a3 = a2 + d=14+4 = 18,
a4 = a3 + d=18+4 = 22,
a5 = a4 + d = 22+4 = 26.
В отличие от стандартных задач, для нестандартных задач в школьном курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.
Задача 5.
Расстояние от реки до турбазы туристы рассчитывали пройти за 6 ч. Однако после 2 ч пути они уменьшили скорость на 0,5 км/ч и в результате опоздали на турбазу на 30 мин. С какой скоростью шли туристы первоначально (рис.2).
Решение.
Рис 2. Схематическая модель задачи 4.
Обозначим искомую первоначальную скорость туристов через х км/ч. Тогда за 6 ч, за которые они рассчитывали пройти расстояние от реки до турбазы, они прошли 6x км. Фактически этот путь они прошли следующим образом: 2 ч они шли с первоначальной скоростью, а затем еще 4,5 ч (т.к. они опоздали на 0,5 ч к сроку) – с уменьшенной скоростью (x – 0,5) км/ч. Следовательно, они прошли 2х км и 4,5(х – 0,5) км, а всего 2х + 4,5(х – 0,5) = 6х км, что равно расстоянию от реки до турбазы, т. е. 6х км.
|
|
Получаем уравнение: 2х + 4,5(х – 0,5) = 6х.
Решив это уравнение, найдем: х = 4,5. Значит, первоначальная скорость туристов равна 4,5 км/ч.
2) нестандартные.
Задача 6.
«При каких значениях переменной y сумма дробей и равна их произведению»?
Решение. Задача математическая, так как используются математические термины «сумма дробей» и «произведение дробей». Найдем сумму данных дробей .
Затем найдем произведение этих дробей .
Для этого решим системы уравнений
Процесс решения этой задачи состоит в моделировании: составлении и решении дробно – рационального уравнения, т.е. составление модели.
Решив эту стандартную задачу (дробно – рациональное уравнение), мы
в конечном итоге решаем и исходную нестандартную задачу.
· По отношению к учебно-познавательной деятельности
1) задачи, стимулирующие учебно-познавательную деятельность;
2) задачи, организующие учебно-познавательную деятельность;
3) задачи, в процессе решения которых осуществляется контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности
· По ведущей деятельности
1) репродуктивные задачи – задачи на простое воспроизведение изученного;
2) алгоритмические задачи - решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила и т.д.;
3) трансформированные задачи – решаются на основе известных формул в новых ситуациях;
4) творческо-поисковые задачи – решаются на основе творческого сочетания мыслительных операций.
· По форме выражения условия задачи и ответа к ней
1) словесное описание – графическое изображение;
2) графическое изображение – словесное описание;
3) аналитическое задание – словесное описание;
4) словесное описание – аналитическое задание;
5) графическое изображение – аналитическое задание;
|
|
6) аналитическое задание – графическое изображение;
7) словесное описание – словесное описание;
8) графическое изображение - графическое изображение;
9) аналитическое задание – аналитическое задание.
· По степени проблемности и творчества
1) алгоритмические;
Алгоритмические задачи — задачи, которые решаются с помощью непосредственного применения определения, теоремы, т.е. для решения которых имеется алгоритм.
Алгоритм сравнения десятичных дробей:
1. Уравнять количество знаков после запятой.
2. Сравнить, не обращая внимания на запятую.
Задача 7.
Сравнить десятичные дроби:
57,3 и 57,321
1. Допишем в первой дроби необходимое количество нулей, чтобы уравнять количество знаков после запятой[13].
57,300 и 57,321
2. Сравним натуральные числа: 57300 и 57321.
2) полуалгоритмические;
Полуалгоритмические задачи — задачи, правила решения которых носят обобщенный характер и не могут быть полностью сведены к объединению элементарных актов. Связи между элементами этих задач легко обнаруживаются учениками. Полуалгоритмические задачи в качестве подзадач содержат алгоритмические задачи.
Например, известны две стороны треугольника и высота, опущенная на третью сторону. Необходимо найти периметр треугольника.
3) эвристические;
Эвристические задачи — задачи, для решения которых необходимо выявить некоторые скрытые связи между элементами условия и требования или найти способ решения, причем этот способ не является очевидной конкретизацией некоторого обобщенного правила, известного ученику, или сделать и то и другое.
Например, известны стороны треугольника. Нужно найти расстояние от середины высоты, проведенной к меньшей стороне, до большей стороны треугольника.
4) проблемные задачи, творческие задачи.
Задача 8.
Решить ребус[13]:
Д В А
* Д В А
* * * *
+ * * * В
Е * * *____
Ч Е Т Ы Р Е
Решение:
Буква А ≠1А≠5,А≠6, так как последние цифры множителей и произведения разные. Значит, второе частное произведение может оканчиваться буквой В,
если В=5, а буква А – какую-то нечётную цифру.
ДВА * В = ***В
Д 5 А
* Д 5 А
* * * *
+ * * * 5
Е * * *____
Ч Е Т Ы Р Е
Из столбца шестого разряда видно, что Е <Ч. Следовательно, Е ≠9, поэтому А ≠3,А≠7. Отсюда А = 9, Е = 1. После этого несложно найти, что Ч=2, Д = 4. Решение единственное[4].
4 5 9
* 4 5 9
4 1 3 1
+ 2 2 9 5
1 8 3 6 _
2 1 0 6 8 1
Воспитанию обучающихся среднего звена необходимо уделять огромное внимание, в частности нужно развивать математический склад ума, так как особенности данного возраста этого требуют.
При работе с математическими задачами, необходимо, прежде всего, помнить, что важно не столько решить задачу, сколько научить учащихся решать задачи, догадываться, рассуждать, обосновывать или опровергать свои догадки и уметь проверять полученный результат. На внеклассных мероприятиях для формирования математического мышления школьники должны уметь решать различные задачи, классификация которых представлена в данной работе.
Список литературы
1. Левитас, Г. Г. Об алгебраическом решении текстовых задач [Текст] // Математика в школе.- 2000.- № 8.- С. 13 - 14.
2. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике. Часть 11. Обучение математике через задачи и обучение решению задач [Текст].- М.: Просвещение, 1977.- 204 с.
3. Нешков, К. И., Семушин, А. Д. Функции задач в обучении [Текст].- 5-е изд.- М.: Просвещение, 1971. - 285 с.
4. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 кл. – М.: НЦ ЭНАС, 2005. – С.33-35.
5. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
6. Ермолаева Н.А. Маслова Г. Г. Новое в курсе математики средней школы / М:, Просвещение, 1978.
7. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика; Учебное пособие для студентов физико-математического факультета педагогических институтов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский, -2-е издание переработано и дополнено / М., Просвещение,1980.
8. Программы школьных факультативов по математике.
9. Семенов, Е.М. Развитие мышления на уроках математики [Текст] / Е.М. Семенов, Е.Д. Горбунова. – М.: Педагогика, 2006. – 356 с.
10. Алгебра: Учеб. для 7 кл. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2000.