Формы и средства работы по развитию речи и обучению родному языку

 

Средства развития речи:

- общение детей и взрослых; культурная языковая среда, речь воспитателя; Обучение родной речи и языку на занятиях;

- художественная литература;

- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Обучение – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определённым кругом речевых умений и навыков.

 

Занятия                                       2). Работа в повседневной жизни

 

Требования к занятиям:

1. Тщательная подготовка, определение его содержания и приёмов обучения.

2. Оптимальная интенсивность нагрузки.

3. Воспитательный характер занятия.

4. Эмоциональный характер занятия.

5. Речевая активность на всех этапах занятия.

6. Соединение коллективного характера занятия с индивидуальным подходом и дифференцированным обучением.

7. Правильная организация занятия.

8. Учёт результатов занятия.

9. Связь занятия с последующей работой по развитию речи.

Виды занятий (классификация. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной):

1. В зависимости от ведущей задачи:

- по формированию словаря;

- по формированию грамматического строя речи;

- по воспитанию звуковой культуры речи;

- по обучению связной речи;

- по формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте);

- по ознакомлению с художественной литературой.

2. В зависимости от применения наглядного материала:

- занятия, на которых используются предметы, наблюдаются явления, действия;

- занятия с применением изображения наглядности (игрушки, картинки …);

- занятия словесного характера, без опоры на наглядность.

3. В зависимости от этапа обучения:

- формирование речевого навыка;

- закрепление речевого навыка

- автоматизация речевого навыка.

4. В зависимости от дидактической цели (по типу школьных уроков, предл. А.М. Бородич):

- занятия по сообщению нового материала;

- занятия на закрепление знаний, умений, навыков;

- занятия по обобщению и систематизации знаний;

- итоговые или учётно-проверочные занятия;

- комбинированные.

ПРИНЦИП ЕДИНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕДУЩИМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ

Речевые занятия (проводятся 1 раз в неделю)

Классификация речевых занятий (по А.М. Богуш)

1). Комплексные     (1 раз в неделю первые три недели каждого месяца).

2) Тематические (проводятся на четвертой неделе каждого месяца в соответствии к 3-м разделам: словарная работа, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи).

Связная речь является обязательной частью каждого комплексного занятия.

 

Требования к организации и проведению речевых (комплекснх и тематических занятия):

1. На каждом комплексном занятии одновременно (в комплексе) решаются три разные речевые задачи.

2. Занятия по развитию речи имеют лишь речевую направленностть (все речевые занятия проводятся лишь на хорошо знакомом детям иллюстративном материале).

3. Взаимосвязь с занятиями по другим разделам программы, т.е. ознакомление с окружающим, природой и художественной литературой.

4. Максимальная речевая активность детей.

5. Максимальное использование игровых приёмов обучения.

6. Непринуждённость и раскрепощённость детей на занятии.

7.

Виды занятий по количеству участников:

Классификация М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной:

а) фронтальные (со всей группой или подгруппой)     б) индивидуальные

Классификация А.М. Богуш:

- индивидуальные (1-4 детей);

- индивидуально-групповые (4-8 детей);

- групповые (до 15 детей)

 


 

МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного запаса родного языка

           1 г.ж. – 10 – 12 слов                                           4 года – 1900 слов

           2 г.ж. – 300-400 слов                                          5 лет – 2000 – 2500 слов

           3 г.ж. – 1500 слов                                               6 – 7 лет – 3500 – 4000 слов

Задачи словарной работы: обогащение словаря детей новой лексикой; активизация словаря; уточнение значения отдельных слов и словосочетаний; замена диалектизмов, говоров словами литературного языка; развитие образной речи – обогащение активного словаря детей образными выражениями, поговорками, пословицами, скороговорками, загадками; эпитетами; метафорами; ознакомление детей со значениями слова, обучение пониманию многозначности, синонимичности и переносного значения слов;  усвоение обобщающих понятий

Содержание словарной работы: бытовой словарь; природоведческий словарь; лексика, обозначающая время, пространство, количество; обществоведческий словарь; эмоционально-оценочная лексика.

Направления словарной работы (определила В.И. Логинова)

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Принципы словарной работы

- единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

- опора на активное и действенное познание окружающего мира;

- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

- использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;

- решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;

- семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: