Методы и приёмы словарной работы

I группа – методы накопления содержания детской речи

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения д/с, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря; рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

II группа – методы закрепления и активизации словаря

Рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.



ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Артикуляция звуков – правильное положение и движения органов речи, необходимых для произношения данных звуков

Дикция – чёткое, ясное произношение слов

Фонетическая и орфоэпическая правильность речи – соблюдение норм и правил литературного языка

Речевое дыхание - дыхание во время речи

Сила голоса – произношение звуков с определённой силой (громко, нормально, тихо, шёпотом).

Темп речи – скорость протекания речевого потока во времени

Фонематический слух – умение чётко различать один звук от другого, благодаря чему узнаются целые слова, происходит понимание речи.

Интонация – комплекс средств эмоциональной выразительности (мелодичность, темп, ритм, тембр, фразовое и логическое ударение)

 

Закономерности усвоения звуковой системы родного языка

Различение звуков на слух (по данным В. И. Бельтюкова) происходит в такой последовательности: шипящие – свистящие, твёрдые – мягкие, сонорные - шумные, глухие – звонкие, прорывные – фрикативные

Артикуляция звуков усваивается в такой последовательности: сонорные – шумные, глухие – звонкие, прорывные – фрикативные, твёрдые – мягкие., шипящие – свистящие.

 

Физиологические возрастные особенности речи детей дошкольного возраста:

  быстрая, нечёткая, невыразительная речь, тихий голос, неправильное дыхание, проговаривание слов при малой подвижности губ и нижней челюсти, неправильное произношение звуков.

Младший дошкольный возраст:                       

Смягчение согласных звуков

Искажение согласных звуков

Перестановка звуков и слогов

Нарушение звуковой структуры слов

Пропуск звуков

Средний дошкольный возраст:

Уменьшается количество перестановки слогов

Исчезает общее смягчение согласных звуков

Появление правильного (хотя ещё и неустойчивого) произношения шипящих зуков и звука [р]    

Паталогические дефекты в речи детей после 6 лет жизни

Замена звонких согласных звуков глухими ([б] – [п], [д] – [т])

Замена звуков р, л. звуками [и], [у], [в], [й]

Замена шипящих и свястящих звуков близкими [к], [ф], [в],

Межзубное произношение шипящих и свистящих звуков

Носовое и боковое произношение сонорных, шипящих и свистящих звуков

Горловое произношение звука [р]

Этапы формирования звукопроизношения:

1. Подготовительный (подготовка артикуляционного аппарата)

2. Вызывание и постановка звука

3. Автоматизация звука (в слогах, словах, предложениях)

4. Дифференциация звуков

Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи

1. Формирование правильного произношения звуков

2. Выработка правильной чёткой дикции

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением

4. Работа над орфоэпической правильностью речи

5. Формирование темпа речи и качеств голоса

6. Воспитание выразительности речи

7. Развитие речевого слуха

8. Формирование речевого дыхания

9. Воспитание культуры речевого общения

 

 

Предусловия воспитания звуковой культуры речи:

Развитие слухового и речедвигательного аппаратов, развитие фонематического слуха, гигиена нервной системы; охрана органов слуха, речи, носоглотки, правильная речь окружающих; содержательность жизни детей в дошкольном учреждении; наличие дидактического материала, активная речевая практика детей; совместная работа дошкольного учреждения и семьи по воспитанию звуковой культуры речи.

 

Методы работы по воспитанию звуковой культуры речи

 

- дидактические игры для обучения правильному произношению звуков: «Произнеси как я», «Оркестр», «Комар», Самолёт», «Жуки»

- дидактические игры для развития фонематического слуха: «Тишина», «Телефон», «Отгадай звук», «Кукушка»

- дидактические игры для развития речевого дыхания: «Снежинки», «Ласточки», «Ветерок», «В лесу»

- Дидактические упражнения для подготовки правильного произношения звуков, речевого дыхания: «Дуй на бабочку», «Горячий чай», «Рубка дров», «Мыльные пузыри»

- Чистоговорки, скороговорки

- Художественные произведения, которые содержат материал для звукопроизношения

- Подвижные игры со звукоподражанием, словами, песнями: «У медведя во бору», «Мышеловка»

- Хороводные игры: «Каравай», «Раздувайся пузырь»

- Рассказы на звукоподражание

- Чтение стихотворений,

- Использование различных видов театра

- Творческие задания по воспитанию интонационной выразительности речи

- Упражнения на интонационную выразительность речи

 

 

Приёмы работы: Показ артикуляции звуков; Имитация правильного звукопроизношения; Образец речи воспитателя; Отражённая и сопряжённая речь «Сделай так, как я», «Скажи так, как я», «Повтори за мной», «Давай скажем вместе»; Поручения; Утрированное произношение звуков; Интонирование звуков; Игровые приёмы




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: