Темы семинарских занятий по курсу «Политическое источниковедение»
Семинар 1: Законодательные акты как политический источник. Методика работы с законодательными актами
(на примере Конституции РФ 1993 г.)
Внешняя критика документа
I блок. Специфика законодательных актов в системе политических источников.
- Определите, к какому типу, виду политических источников можно отнести анализируемый источник.
- Определите место конституции в комплексе политических источников.
- Выявите первичные функции конституции.
- Выявите основные клаузулы конституции в тексте источника.
- Какую информацию могут представить конституции как политический источник
II блок. Конституция РФ 1993 г. в контексте исторической ситуации.
1. Дайте характеристику внутриполитической, экономической, внешнеполитической ситуаций, сложившихся на момент подготовки и принятия Конституции РФ 1993 г. Как историческая ситуация влияла на содержание этих документов?
2. Выясните процесс создания конституции: 1) основные источники его написания, 2) причины, обусловившие принятие новой конституции; 3) от кого исходила законодательная инициатива; 4) процедура принятия документа.
|
|
Внутренняя критика документа.
I блок. Структура документа.
- На какие структурные составляющие делится данный документ? Каковы их названия, соотношение, объем по отношению к тексту в целом.
- Оцените полноту структуры документа (насколько документ структурирован, чем объясняется такой порядок глав и т.д.).
II блок. Логический анализ документа.
- Выявите логику текста преамбулы (цель этой части документа, значение в тексте Конституции)
- Подвергните такому же анализу другие части конституции.
- Охарактеризуйте институциональный дизайн власти (взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной власти по Конституции)
IV блок. Политологический анализ документа.
- Политологический анализ предполагает анализ правовых норм, содержащихся в тексте документа с позиций того, что дает данная норма для понимания политических процессов и отношений, функционирования государственных институтов на определенном этапе исторического развития общества.
Источники:
1. Конституция Российской Федерации. Любое издание или: [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/
Семинар 2. Работа с Интернет-ресурсами
Алгоритм анализа интернет-источника
- Контекст источника (факторы, способствовавшие появлению интернет-ресурса – политические, социальные и т.п. С какой целью создан данный источник?)
- Интерфейс (стиль оформление, удобство навигации, наличие рубрик – каких?).
- Для блогов:
Сформировать, по возможности, представление об авторе источника (в том числе, используя дополнительную информацию) – независимый обозреватель, профессиональный чиновник или политик, «дилетант»? Есть ли возможность для связи с автором – посредством размещения комментария или выставления оценки материалу, наличие контактной информации.
|
|
4. На какие целевые группы ориентирован источник (широкая аудитория, «элитарные группы»; по возможности, определить: к каким социальным слоям обращается источник).
5. Провести анализ источника:
а) на какие тематические рубрики разделен источник (назначение каждой из них);
б) стиль представления информации (научный, научно-популярный, официальный, публицистический, эссеистский и т.п.);
в) «идеологический окрас» источника (наличие в информационных сообщениях оценочных, нейтральных, критических, радикальных, ультимативных, нравоучительных суждений - в пропорциональном соотношении);
г) на каких материалах акцентирует внимание источник (социальных, политико-аналитических, развлекательных, биографических и т.п.).
д) периодичность обновления информации (ежедневно, раз в неделю, раз в месяц и т.п.).
6. Наличие обратной связи (в какой форме представлена – контактная информация, наличие электронного адреса, форума).
Источники:
1) Специализированный сетевой ресурс (губернаторы.ру)
2) Блоги политических деятелей
3) Сайт президента и премьер-министра РФ
4) Информационное агентство – Интерфакс
5) Издательский дом «Коммерсант»
6) ЦИК
7) ВЦИОМ, Левада-Центр
8) Экспертный, информационно-аналитический портал «УралПолит. ру»
Семинар 3. Периодическая и непериодическая печать как политический источник
Тема: Роль СМИ в политическом процессе современной России
Вопросы:
1. СМИ как политический источник: суть, признаки, типологизация.
2. Особенности масс-медийных коммуникаций в современной России.
3. Работа в группах (аудитория делится на три - четыре группы):
Провести концептуальный анализ широкоформатного общественного, общественно-политического, политического издания (печатного или электронного – на выбор студентов) по следующим критериям:
1. место в политико-коммуникативном пространстве России (статус, учредитель, акционеры, дистрибуция – тираж и места распространения, в случае электронного СМИ – географическая локация);
2. степень влияния на общественное мнение (отзывы, критика, комментарии);
3. контент (наполняемость) издания – специфика, рубрикатор, стиль изложения, тон репрезентации материала, соотношение авторских и рекламных статей;
4. реализация изданием идеологической, коммуникативной, информационной функций;
5. соответствие анализируемых материалов целям и задачам данного издания.
Литература:
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.,2003.
Гаджиев К.С. Средства массовой информации и политика [Электронный ресурс]. URL: http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch63_i.html
Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/223
Дубин Б. От инициативных групп к анонимным медио //Pro Contra. 2000. Осень.
Засурский И. Масс-медиа Второй республики [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. Глава 12. Политическая коммуникация [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/59355
Реснянская Л.Л. СМИ и политика. М.: Аспект-Пресс, 2007.
СМИ и политика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.librero.ru/article/writeup/cmi_i_politika.htm
Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах //Власть. 2002. № 8. С. 11.