Новосибирск 2020
Цель работы: произвести моделирование асинхронного двигателя в среде Motor-CAD для определения его тепловых характеристик и, в случае необходимости, определить способы по их улучшению.
Для исследования дан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. В кратком виде его характеристики представлены в таблице 1, в полном – в приложении №1.
Таблица 1 – Характеристики АД
Полезная мощность на валу двигателя | 7,5 кВт |
Частота вращения двигателя | 1000 об/мин |
Число пар полюсов | 3 |
Напряжение номинальное | 220 В |
КПД | 0,85 |
1. Заполнение вкладки Geometry
Внешний вид вкладки представлен на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 – Вкладка Geometry (Radial)
Рисунок 2 – Вкладка Geometry (Axial)
Прежде всего в интерфейсе программы указывается тип двигателя, в нашем случае – «IM». Далее в шапке вкладки Geometry из списков предложенных предлагается выбрать типы корпуса, пазов, крепления, оребрения. Уже ниже вводится ряд конкретных геометрических параметров для статора и ротора двигателя в радиальных и аксиальных плоскостях. По мере внесения изменений в поля значений, можно наблюдать изменения на фронтальном (профильном для аксиальных параметров) разрезе двигателя в правой половине рабочего экрана.
|
|
2. Заполнение вкладки Winding
Вкладка представляет собой визуальный редактор, используемый для редактирования конфигурации обмоток двигателей, выбора проводов и входных параметров обмоток. В шапке вкладки пользователь может выбрать параметры конфигурации обмотки из опций, представленных в форме раскрывающегося списка: тип обмотки (то есть перекрытие или неперекрытие (сплошной делитель или воздушный делитель)); определение Wdg; определение EWdg; полость EWdg; мат [лайнер-лам] (то есть, Лайнер-Ламинация, воздушный зазор или пропитка); модель клина. Изображение слоев, используемых в модели намотки, нарисовано для того, чтобы предоставить пользователю визуальную обратную связь, делая ошибки ввода менее вероятными. Толщина пропиточного слоя между слоями меди рассчитывается итеративно (для удовлетворения требуемого заполнения или проводников / слотов).
Расположение проводников позволяет размещать проводники в слоте с помощью редактора. Этот метод обеспечивает точное позиционирование проводников пользователем. При его использовании необходимо соблюдать осторожность, чтобы гарантировать, что все проводники находятся в слоте, поскольку Motor-CAD не выполняет никаких проверок.
Внешний вид вкладок и введенные параметры изображены на рисунках 3 и 4.
|
|
Рисунок 3 – Вкладка Winding
3. Вкладка Input Data
Существует ряд редакторов для редактирования не визуальных входных параметров, которые не были установлены в поперечном и намоточном редакторах. Селектор вкладок используется для разделения параметров на следующие темы:
· Варианты охлаждения;
· Потери;
· Материалы и вес;
· Разрывы интерфейса;
· Излучение;
· Естественная конвекция;
· Раздувание - отображается только в том случае, если включено охлаждение продувкой (TEFC)
· Мокрый ротор - отображается только при включенном жидкостном охлаждении ротора;
· Рабочий цикл;
· Настройки;
· Свойства материала;
Приведём изображения заполненных вкладок на рисунках ниже:
Рисунок 5 – Вкладка Input Data
Рисунок 6 – Вкладка Input Data
Рисунок 7 – Вкладка Input Data
Рисунок 8 – Вкладка Input Data
Отдельного внимания требует заполнение графа Flow Velocity, в которой указывается скорость потока, пропорциональная скорости машины. Вентилятор прикреплён к валу машины. Для нахождения этой скорости требуется произвести вентиляционный расчёт двигателя, после чего построить характеристики вентилятора и потока воздуха машины. Точка их пересечения – рабочая. Зная расход в этой точке, нетрудно найти скорость потока.
Вентиляционный расчёт двигателя
В ходе вентиляционного расчёта необходимо определить расход воздуха, требуемый для охлаждения данного двигателя при известных потерях, а также рассчитать напор вентилятора и создаваемый им расход в номинальном режиме, и установить, выполняются ли условия охлаждения двигателя.
В первую очередь, рассчитаем все аэродинамические сопротивления тракта охлаждения. Составим схему вентиляции данного двигателя и приведём её на рисунке 9 на следующей странице.
Рисунок 9 – Схема вентиляции двигателя
Участки схемы вентиляции:
1. Вход через решетку кожуха вентилятора (Z1).
2. Поворот потока к вентиляционным лопаткам при выходе из решетки (Z2).
3. Поворот потока перед входом в межреберные каналы (Z3).
4. Косой вход в межреберные каналы (Z4).
5. Поворот потока в межреберных каналах (Z5).
6. Выход потока из межреберных каналов в свободное пространство (Z6).
Размеры вентиляционного тракта приведены в таблице 2 на следующей странице.
Таблица 2 – Размеры вентиляционного тракта
№ | Расчетный размер | Обозначение | Размерность | Величина |
1 | Диаметр нижней кромки входной решетки | D 1 | мм | 30 |
2 | Диаметр втулки вентилятора | D 2 | мм | 45 |
3 | Диаметр верхней кромки входной решетки | D 3 | мм | 170 |
4 | Диаметр (расчетный) лопатки вентилятора | D 4 | мм | 240 |
5 | Угол поворота потока на входе в вентилятор | j2 | град | 45 |
6 | Угол поворота потока на выходе из вентилятора | j3 | град | 45 |
7 | Угол косого входа потока в межреберные каналы | j4 | град | 40 |
8 | Внешний диаметр станины | D 5 | мм | 240 |
9 | Внутренний диаметр кожуха вентилятора | D 6 | мм | 310 |
11 | Высота ребра | h p | мм | 24 |
12 | Средняя ширина ребра | b р.ср | мм | 4.2 |
13 | Число ребер (при одинаковой высоте всех ребер) | п р | - | 30 |
14 | Угол поворота потока в межреберных каналах | j5 | град. | 90 |
Местные гидравлические сопротивления рассчитываются по формуле:
,
где α – коэффициент местного сопротивления; ξ – коэффициент динамического давления; S – площадь сечения.
1) Рассчитаем сопротивление входа Z1.
По справочной литературе выбирается коэффициент местного аэродинамического сопротивления решетки α1 = 0,563 и ξ = 61·10-3.
Площадь входного сечения:
Площадь сечения решётки:
Сопротивление входа через решётку:
2) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока Z2.
По справочной коэффициент сопротивления при повороте на угол 45° α2 = α3 = 0,5.
|
|
Площадь сечения S2:
Сопротивление поворота:
3) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока Z3.
Площадь сечения S3:
Сопротивление поворота:
4) Рассчитаем сопротивление косого входа в межрёберные каналы Z4.
Суммарная площадь сечения рёбер:
Площадь сечения S4вх:
Суммарная площадь сечения межрёберных каналов:
По справочной литературе коэффициент сопротивления при повороте на угол 40° α4(φ4) = 0,444. Коэффициент сопротивления при сужении:
Суммарный коэффициент сопротивления:
Сопротивление косого входа в межрёберные каналы:
5) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока в межрёберных каналах Z4.
По справочной литературе коэффициент сопротивления при повороте на угол 90° α5 = 1.
Сопротивление поворота воздушного потока в межрёберных каналах:
6) Рассчитаем сопротивление выхода воздушного потока в свободное пространство Z5.
По справочной литературе коэффициент сопротивления при выходе в свободное пространство α6 = 1.
7) Рассчитаем расход воздуха Qном, необходимый для охлаждения двигателя.
Все греющие потери за исключением механических:
Расход, необходимый для охлаждения двигателя:
7) Определим эквивалентное аэродинамическое сопротивление Zэкв при коэффициенте запаса 1,2:
8) Рассчитаем вентилятор.
Необходимый напор воздуха:
Окружная скорость вентилятора на выходной кромке:
Окружная скорость вентилятора на входной кромке:
Максимальный расход воздуха:
Напор холостого хода:
Характеристика вентилятора и воздухопровода:
– характеристика вентилятора;
– характеристика воздухопровода.
По точкам из таблицы 3 построим данные характеристики и приведём их на рисунке 10.
Таблица 3 – Определение рабочей точки охлаждающей системы
Q, м3/c | 0 | 0,025 | 0,05 | 0,075 | 0,1 | 0,125 | 0,15 | 0,175 | 0,2 | 0,225 |
H'(Q), | 1,103 | 1.089 | 1.049 | 0,98 | 0,885 | 0,763 | 0,613 | 0,436 | 0,231 | 0 |
H''(Q), | 0,000 | 0,381 | 1.524 | 3.429 | 6.096 | 9,524 | 13.715 | 18.668 | 24.383 | 30.859 |
Полученные характеристики:
Рисунок 10 – Определение рабочей точки охлаждающей системы(красная линия-вентилятор,синяя-воздухопровод)
|
|
Определяем рабочую точку:
Qр = 0,0375 м3/с.
Отсюда скорость потока: