Вентиляционный расчёт двигателя

Новосибирск 2020

Цель работы: произвести моделирование асинхронного двигателя в среде Motor-CAD для определения его тепловых характеристик и, в случае необходимости, определить способы по их улучшению.

Для исследования дан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. В кратком виде его характеристики представлены в таблице 1, в полном – в приложении №1.

Таблица 1 – Характеристики АД

Полезная мощность на валу двигателя 7,5 кВт
Частота вращения двигателя 1000 об/мин
Число пар полюсов 3
Напряжение номинальное 220 В
КПД 0,85

 

1. Заполнение вкладки Geometry

Внешний вид вкладки представлен на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Вкладка Geometry (Radial)

Рисунок 2 – Вкладка Geometry (Axial)

Прежде всего в интерфейсе программы указывается тип двигателя, в нашем случае – «IM». Далее в шапке вкладки Geometry из списков предложенных предлагается выбрать типы корпуса, пазов, крепления, оребрения. Уже ниже вводится ряд конкретных геометрических параметров для статора и ротора двигателя в радиальных и аксиальных плоскостях.  По мере внесения изменений в поля значений, можно наблюдать изменения на фронтальном (профильном для аксиальных параметров) разрезе двигателя в правой половине рабочего экрана.

2. Заполнение вкладки Winding

Вкладка представляет собой визуальный редактор, используемый для редактирования конфигурации обмоток двигателей, выбора проводов и входных параметров обмоток.                                                                         В шапке вкладки пользователь может выбрать параметры конфигурации обмотки из опций, представленных в форме раскрывающегося списка: тип обмотки (то есть перекрытие или неперекрытие (сплошной делитель или воздушный делитель)); определение Wdg; определение EWdg; полость EWdg; мат [лайнер-лам] (то есть, Лайнер-Ламинация, воздушный зазор или пропитка); модель клина.                                                             Изображение слоев, используемых в модели намотки, нарисовано для того, чтобы предоставить пользователю визуальную обратную связь, делая ошибки ввода менее вероятными. Толщина пропиточного слоя между слоями меди рассчитывается итеративно (для удовлетворения требуемого заполнения или проводников / слотов).

Расположение проводников позволяет размещать проводники в слоте с помощью редактора. Этот метод обеспечивает точное позиционирование проводников пользователем. При его использовании необходимо соблюдать осторожность, чтобы гарантировать, что все проводники находятся в слоте, поскольку Motor-CAD не выполняет никаких проверок.

    Внешний вид вкладок и введенные параметры изображены на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3 – Вкладка Winding

 

3. Вкладка Input Data

Существует ряд редакторов для редактирования не визуальных входных параметров, которые не были установлены в поперечном и намоточном редакторах. Селектор вкладок используется для разделения параметров на следующие темы:

· Варианты охлаждения;

· Потери;

· Материалы и вес;

· Разрывы интерфейса;

· Излучение;

· Естественная конвекция;

· Раздувание - отображается только в том случае, если включено охлаждение продувкой (TEFC)

· Мокрый ротор - отображается только при включенном жидкостном охлаждении ротора;

· Рабочий цикл;

· Настройки;

· Свойства материала;

Приведём изображения заполненных вкладок на рисунках ниже:

Рисунок 5 – Вкладка Input Data

Рисунок 6 – Вкладка Input Data

Рисунок 7 – Вкладка Input Data

 

Рисунок 8 – Вкладка Input Data

Отдельного внимания требует заполнение графа Flow Velocity, в которой указывается скорость потока, пропорциональная скорости машины. Вентилятор прикреплён к валу машины.                                                             Для нахождения этой скорости требуется произвести вентиляционный расчёт двигателя, после чего построить характеристики вентилятора и потока воздуха машины. Точка их пересечения – рабочая. Зная расход в этой точке, нетрудно найти скорость потока.

Вентиляционный расчёт двигателя

В ходе вентиляционного расчёта необходимо определить расход воздуха, требуемый для охлаждения данного двигателя при известных потерях, а также рассчитать напор вентилятора и создаваемый им расход в номинальном режиме, и установить, выполняются ли условия охлаждения двигателя.

В первую очередь, рассчитаем все аэродинамические сопротивления тракта охлаждения. Составим схему вентиляции данного двигателя и приведём её на рисунке 9 на следующей странице.

Рисунок 9 – Схема вентиляции двигателя

Участки схемы вентиляции:

1. Вход через решетку кожуха вентилятора (Z1).

2. Поворот потока к вентиляционным лопаткам при выходе из решетки (Z2).

3. Поворот потока перед входом в межреберные каналы (Z3).

4. Косой вход в межреберные каналы (Z4).

5. Поворот потока в межреберных каналах (Z5).

6. Выход потока из межреберных каналов в свободное пространство (Z6).

Размеры вентиляционного тракта приведены в таблице 2 на следующей странице.


 

Таблица 2 – Размеры вентиляционного тракта

№   Расчетный размер Обозначение Размерность Величина
1 Диаметр нижней кромки входной решетки D 1 мм 30
2 Диаметр втулки вентилятора D 2 мм 45
3 Диаметр верхней кромки входной решетки D 3 мм 170
4 Диаметр (расчетный) лопатки вентилятора D 4 мм 240
5 Угол поворота потока на входе в вентилятор j2 град 45
6 Угол поворота потока на выходе из вентилятора j3 град 45
7 Угол косого входа потока в межреберные каналы j4 град 40
8 Внешний диаметр станины D 5 мм 240
9 Внутренний диаметр кожуха вентилятора D 6 мм 310
11 Высота ребра h p мм 24  
12 Средняя ширина ребра b р.ср мм 4.2
13 Число ребер (при одинаковой высоте всех ребер) п р - 30
14 Угол поворота потока в межреберных каналах j5 град. 90

 

Местные гидравлические сопротивления рассчитываются по формуле:

,

где α – коэффициент местного сопротивления; ξ – коэффициент динамического давления; S – площадь сечения.

1) Рассчитаем сопротивление входа Z1.

По справочной литературе выбирается коэффициент местного аэродинамического сопротивления решетки α1 = 0,563 и ξ = 61·10-3.

Площадь входного сечения:

Площадь сечения решётки:

Сопротивление входа через решётку:

2) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока Z2.

По справочной коэффициент сопротивления при повороте на угол 45° α2 = α3 = 0,5.

Площадь сечения S2:

Сопротивление поворота:

3) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока Z3.

Площадь сечения S3:

Сопротивление поворота:

4) Рассчитаем сопротивление косого входа в межрёберные каналы Z4.

Суммарная площадь сечения рёбер:

Площадь сечения S4вх:

Суммарная площадь сечения межрёберных каналов:

 

По справочной литературе коэффициент сопротивления при повороте на угол 40° α44) = 0,444. Коэффициент сопротивления при сужении:

Суммарный коэффициент сопротивления:

Сопротивление косого входа в межрёберные каналы:

5) Рассчитаем сопротивление поворота воздушного потока в межрёберных каналах Z4.

По справочной литературе коэффициент сопротивления при повороте на угол 90° α5 = 1.

Сопротивление поворота воздушного потока в межрёберных каналах:

6) Рассчитаем сопротивление выхода воздушного потока в свободное пространство Z5.

По справочной литературе коэффициент сопротивления при выходе в свободное пространство α6 = 1.

7) Рассчитаем расход воздуха Qном, необходимый для охлаждения двигателя.

Все греющие потери за исключением механических:

Расход, необходимый для охлаждения двигателя:

7) Определим эквивалентное аэродинамическое сопротивление Zэкв при коэффициенте запаса 1,2:

8) Рассчитаем вентилятор.

Необходимый напор воздуха:

Окружная скорость вентилятора на выходной кромке:

Окружная скорость вентилятора на входной кромке:

Максимальный расход воздуха:

Напор холостого хода:

Характеристика вентилятора и воздухопровода:

– характеристика вентилятора;

– характеристика воздухопровода.

По точкам из таблицы 3 построим данные характеристики и приведём их на рисунке 10.

Таблица 3 – Определение рабочей точки охлаждающей системы

Q, м3/c

0

0,025

0,05

0,075

0,1

0,125

0,15

0,175

0,2

0,225

H'(Q),

1,103

1.089

1.049

0,98

0,885

0,763

0,613

0,436

0,231

0

H''(Q),

0,000

0,381

1.524

3.429

6.096

9,524

13.715

18.668

24.383

30.859

 

 

Полученные характеристики:

Рисунок 10 – Определение рабочей точки охлаждающей системы(красная линия-вентилятор,синяя-воздухопровод)

Определяем рабочую точку:

Qр = 0,0375 м3/с.

Отсюда скорость потока:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: