Б) Чередование реплик со словами автора

1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:

— Значит, немец спокоен?

— Тишина.

— Ракеты?

— Да, но не очень часто (Каз.).

2. Если реплики следуют в подбор, без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней знаком тире:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты ей знаком?» — «Я им сосед» (П.).

3. Если после реплики идут слова автора, то перед следующей репликой тире опускается:

«Не видать?» — повторил барин. «Не видать», — вторично ответствовал слуга (Т.);

«Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», — ответил Старцев (Ч.);

«Разрешите идти в первую роту?» — сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, — сказал Сабуров. — Я тоже скоро к вам приду» (Сим.).

4. Если одна реплика «разрывается» другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

— Я просил…

— Ничего вы не просили.

— …хотя бы минуту внимания.

5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей реплики, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

а) Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

Лыняев. Как «ничего»?

Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.);

б) Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.)

Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». — «Как это “будете свободны”? Ведь у меня каждая минута на учёте»;

«Верьте, вы мне по-прежнему дороги». — «Ваше “дороги” совсем неуместно», — рассердилась она.

Если же повторяющиеся в последующей реплике слова не. воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются:

Лыняев. Увы!

Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) — первое увы — повторение слова из чужого текста, второе — слово из своего текста.

6. Особая форма построения диалога — когда в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания (главным образом вопросительный и восклицательный знаки):

а) — Я не буду отвечать.

—!

— А что вам даст это?

— Ничего не даст. Всё узнаем.

б)— Ты спятил», — сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение.

—?

— У шефа только одно.

Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов»

2. Перейдите по ссылке, ознакомьтесь с теоретическим материалом:

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/predlozheniia-s-chuzhoi-rechiu-10913/znaki-prepinaniia-pri-peredache-chuzhoi-rechi-10946/re-c39b6502-3ee1-4548-a799-17e679ae6945 (способы передачи чужой речи)

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/predlozheniia-s-chuzhoi-rechiu-10913/znaki-prepinaniia-pri-priamoi-rechi-11046/re-49240124-a872-4636-a9bd-f0054a14c7e1 (прямая речь. Знаки препинания при прямой речи)

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/predlozheniia-s-chuzhoi-rechiu-10913/znaki-prepinaniia-pri-tcitatakh-11241/re-10eaa08f-17b6-453c-948a-d44ec0ace409 (знаки препинания при цитатах)

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/predlozheniia-s-chuzhoi-rechiu-10913/znaki-prepinaniia-pri-dialoge-11186/re-69cd5750-dcf5-40b2-9918-90643546c21c знаки препинания при диалоге)

3. Просмотрите видеоуроки: А) «Способы передачи чужой речи», Б) «Чужая речь», В) «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.», Г) «Замена прямой речи косвенной Несобственно прямая речь. Диалог», Д) «Цитаты и знаки препинания при них», Е) «Диалог. Знаки препинания при диалоге»:

А)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16502654841991688387&text=%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1589744127149350-1343435624103820768100125-production-app-host-vla-web-yp-328&redircnt=1589744133.1

Б)https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4031342734194609430&text=%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2011%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1589744127149350-1343435624103820768100125-production-app-host-vla-web-yp-328&redircnt=1589744241.1

В) https://www.youtube.com/watch?v=U1rcXnNlfbo

Г) https://www.youtube.com/watch?v=sOdkhgfy6zs

Д) https://www.youtube.com/watch?v=WHKWnpn3guk

Е) https://www.youtube.com/watch?v=dDjshEO7i9A

Практическое задание:

1. Прочитайте § 90, 91, 92 выполните упр. 486,487, 488, 496.

Примечание: теоретический материал представлен также и в учебнике

Автор: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко 10-11 класс. Если файл не открывается, попробуйте скачать самостоятельно данный учебник.

 

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!

Уважаемые обучающиеся, мы с Вами завершили курс русского языка и литературы. Все задания, которые вы по каким-то причинам не смогли или не успели выполнить, у вас есть время все сдать до экзамена. Спасибо за работу!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: