Эпидемиологическое изучение заболеваемости

Основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности — заболеваемость населения. Её можно представить как одно из объективных массовых явлений, отражающих влияние неблагоприятных внешних факторов на население. С другой стороны, заболеваемость — статистическая величина, определяемая совокупностью объективных (причинных) и субъективных (качество выявления, диагностики и т.д.) факторов,

Показатели заболеваемости различными болезнями образуют сложную упорядоченную структуру. Размерность этого показателя — количество случаев на 100, 1000, 10 000 или 100 000 населения. Эпидемиологический смысл показателя состоит в том, что он отражает частоту заболевания либо риск его развития

В зависимости от задач эпидемиологических исследований используются два показателя частоты: распространенность и частота новых случаев (заболеваемость),

Распространенность (prevalance rate – PR) дает представление о числе всех случаев выявленных заболеваний (исходов: инвалидность, смертность) за какой-то период времени

Частота новых случаев болезни в популяции, где это заболевание исходно отсутствовало, называется заболеваемостью (incidence).

Эпидемиологическое изучение заболеваемости предпола­гает: 1) описание (измерение) ее проявлений; 2) их объясне­ние; 3) обоснование проблем и мер профилактики; 4) оценку эффективности профилактических средств и мероприятий. Соответственно эпидемиологические исследования на всех уровнях включают описательную, аналитическую, практиче­скую и экспериментальную части. Реализация каждой из час­тей эпидемиологического исследования имеет свои особенно­сти на отдельных уровнях, но по содержанию и целям они однотипны. В связи с этим можно говорить об общем алгоритме эпидемиологических исследований.

Описательная часть эпидемиологического исследования на популяционном уровне — это оценка (описание и измерение) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней — по территории, группам населения и во времени. В описательную часть эпидемио­логического исследования включают оценку (описание и из­мерение) самого населения, а также социальных и природных условий его жизнедеятельности (весь диапазон состояний и явлений, имеющих отношение к здоровью). Цель описатель­ной части эпидемиологического исследования — определение масштаба и характера проблем профилактики заболеваний. Однако ее главное предназначение состоит в том, что резуль­таты этого исследования служат основой второй, стержневой части эпидемиологического исследования — анализа проявле­ний заболеваемости.

Цель аналитической части эпидемиологического изучения заболеваемости — формулирование, оценка и проверка гипо­тез, объясняющих причину, условия и механизм возникнове­ния заболеваний и их распределения. Важно выявить такие критические факторы, знание которых позволяет вести борьбу с заболеваниями или как-то влиять на них.

Практическая часть эпидемиологического исследования состоит в обосновании проблем и мер профилактики. Ответы на вопросы, поставленные в первой части исследования, позволяют установить, в отношении каких заболеваний следует проводить мероприятия в приоритетном порядке, а также где, среди кого и когда нужно проводить мероприятия. Ответы на вопросы, поставленные во второй части эпидемиологического исследования, используют для того, чтобы решить, какие ме­роприятия по профилактике заболеваний и борьбе с ними не­обходимо проводить. Конкретное содержание практической части эпидемиологического исследования определяется его особенностями на каждом из трех уровней.

Цель четвертой, экспериментальной, части эпидемиологи­ческого исследования — оценка эффективности мероприятий по борьбе с заболеваниями и улучшению здоровья населения. При этом обеспечивается получение фактов, доказывающих правильность гипотез, сформулированных и обоснованных во второй части исследования.

Общее для всех частей эпидемиологического исследова­ния — это количественное измерение показателей здоровья и патологии населения и установление связи их с индивидуаль­ными особенностями населения, временным фактором, фак­тором среды и воздействиями мер профилактики.

Таким образом, эпидемиология неинфекционных заболеваний как составляющая часть науки эпидемиология играет основополагающую роль в выявлении причин любых патологических состояний, что позволяет разрабатывать и осуществлять профилактические меры по уменьшению масштабов соматических заболеваний в патологии человека.

Эпидемиология неинфекционных заболеваний имеет фундаментальное значение в меди­цине и прикладное в здравоохранении. Фундаментальный ха­рактер эпидемиологии определяется тем, что в эпидемиологи­ческих исследованиях приобретается неизвестное в медицине знание о причинах, условиях и механизме развития заболевае­мости населения отдельными болезнями, что способствует обобщениям по проблеме причинности в патологии.

Прикладной характер эпидемиологии состоит в том, что на основе накопленных фундаментальных знаний решают практические проблемы здравоохранения. В эпидемиологиче­ских исследованиях устанавливают конкретные проявления, причины, условия и механизм формирования патологии, не­обходимые для обоснования профилактических рекоменда­ций, поэтому эпидемиологию правомерно называть диагно­стической дисциплиной профилактического здравоохранения.

 

Контрольные вопросы

1. Определение "Эпидемиология неинфекционных заболеваний" (ЭНЗ).

2. Предмет изучения эпидемиологии неинфекционных заболеваний.

3. Отличие эпидемиологии неинфекционных болезней от инфекционной эпидемиологии

4. Задачи эпидемиологии неинфекционных заболеваний:

5. Что такое причина?

6. В чем состоит разница между причинами болезней и факторами риска?

7. Что такое фактор риска?

8. Какое явление называется синергизмом?

9. Какое явление называется антагонизмом?

10. Как классифицируются причины в соответствии с моделью многофакторной природы причин заболеваний?

11. Что такое дополнительные причины? Приведите примеры.

12. Что такое необходимая причина? Приведите примеры.

13. Перечислите эпидемиологические методы, которые позволяют установить причины заболевания.

14. Какие методы позволяют собрать информацию о факторах риска?

15. Перечислите основные группы факторов риска и их количественный вклад в формирование общественного здоровья.

16. Какую комплексную меру для оценки последствий заболеваний использовали в исследовании мировой картины заболевания?

17. Какая доля в глобальном бремени смертей обусловлена влиянием установленных факторов риска?

18. Какая причина во всем мире занимает ведущее место в глобальном бремени смертей?

19. Что такое условия проявления факторов риска?

20. 3аболеваемость - основной предмет эпидемиологии как познавательной деятельности.

21. Алгоритм эпидемиологического изучения заболеваемости населения.

22. Описательная часть эпидемиологического исследования.

23. Аналитическая часть эпидемиологического изучения заболеваемости.

24. Практическая часть эпидемиологического исследование заболеваемости.

25. Экспериментальная часть эпидемиологического исследования.

26. Количественное измерение показателей здоровья у патологии населения.

27.  Фундаментальное и прикладное значение ЭНЗ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: