Казалось бы на сегодняшний день, есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу прочитывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же вопрос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.
Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом.
При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хорошие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный другими, и пишут не изложение художественного образца, а пересказ пересказа.
Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.
Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.
Грамотное начало - половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ребенка, причем не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и тем, что самое хорошее изложение, например:
обязательно прочитают в классе;
повесят на стенд, как образец;
вручат «Почетную обложку» для тетради;
прочтут на родительском собрании.
Чтение текста учителем.
Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. Кто из детей лучше и полнее на них ответит (варианты):
- мальчики или девочки;
- первый или второй ряд;
- первый или второй вариант;
- личное первенство.
Беседа по содержанию.
Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.
Чтение текста учениками.
Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
Составление заголовка.
Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.
Деление текста на части. Составление плана.
Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллективного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.
Лексическая подготовка
Это подбор синонимов, антонимов,а так же нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.
Орфографическая подготовка.
Обычно опорные слова, трудные слова и обороты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.
Составление рассказа по плану.
Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.
Повторное чтение текста.
Теперь - полное внимание. Учащимся дается возможность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.