Составление черновика

Обычно изложение детям предлагают написать сразу в тетрадь. Так как изложения в основном носят обучающий характер, необходимо предоставить детям возможность учиться. Именно наличие черновика обеспечивает детям уверенность при письме: они могут сосредоточить внимание на содержании своей работы, спокойно обдумать каждое предложение и слово, не тревожась о написании трудной орфограммы. У школьников появляется возможность соотнести написанное с пунктами плана, заметить пропуск важных фактов, повтор слов, скорректировать построение предложения. Такая работа способствует развитию умения редактировать текст: важно не только научить ребенка письменному пересказу, но и привить навыки анализа своих работ. Дети должны научиться видеть свои ошибки (как грамматические, так и речевые) и исправлять их. Учитель может в индивидуальном порядке указать на недочеты, так как некоторые ученики сами их не замечают, но исправить могут самостоятельно. Когда скорость письма еще низкая, тексты для изложений небольшие по объему, поэтому дети успевают переписать работу в тетрадь. Можно обратиться к памятке для ученика (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Чистовик.

Переписывание изложения без помарок, аккуратно и красивым почерком.

Самопроверка.

Обязательно нужно приучать детей к самопроверке, не ограничиваясь формальным замечанием «Написал – проверь!». Ученикам со слабо развитой функцией самоконтроля можно дать карточку с трудными словами, в которых орфограммы выделены. Им нужно найти каждое слово у себя в тексте и сравнить написанное.

На следующем уроке после написания изложения методика требует проведение анализа и работы над ошибками.

 

Самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах.

Постепенно от письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети переходят к сжатым изложениям, к изложени­ям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Большое значение для развития творческого воображения и об­разной речи учащихся имеет изложение с элементами описания. Дети должны ярко представить себе предмет, явление, которое надо описать.  При этом они опираются  на свой жизненный опыт, на представления, полученные при изучении природо­ведения, истории, на сведения, полученные при чтении книг.

Изложение текста с изменением лица заставляет учащихся думать над конструкцией предложения, пра­вильно употреблять местоимения взамен существитель­ных и пользоваться синонимами.

Наиболее трудным является сжатое изложение тек­ста. Оно требует от учащихся умения самостоятельно выделить главную мысль рассказа, разбить рассказ на части, отбросить все несущественное в каждой части, но так, чтобы изложение было последовательным и связ­ным, правильно отражало основное содержание рас­сказа. Сжатое изложение может проводиться по текстам научно-популярным (деловым). Сжатое изложение описаний, особенно художественных, не рекомендуется.

 Изложения по данному началу можно считать переходным от изложения к сочинению. Интересное на­чало будет стимулировать учащихся на творческое раз­витие сюжета на основе своего личного опыта и прочитанных книг. Тексты для изложений по данному началу даются без заголовков, чтобы не сковывать творческую инициативу ребенка. Продолжив тот или иной рассказ, ученик должен сам придумать его название в зависимости от содержания своего рассказа

Комплекс подготовительных упражнений

Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка я предлагаю использовать следующие виды упражнений:

 

1. Обозначение границ предложения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2. Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

3. Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

4. Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

5. Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

6. Восстановление деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

7. Восстановление деформированного текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

8. Восстановление деформированного текста из деформированных предложений (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

9. Восстановленный диктант (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

10. Подбор синонимов, антонимов, перифраз, фразеологизмов (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)

11. Устный пересказ текста по плану

12. Устный пересказ текста по картинному плану (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)

13. Работа с деформированным планом (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)

14. Составление плана (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

15. Озаглавливание текста

16. Редактирование текста* (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: