Демократический режим и правовое государство

Задания по обществознанию для студентов I курса

Политика и власть

Используя учебник Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова с.218-232 и дополнительные источники выполните задания.

1. Что такое власть? Укажите признаки политической власти.

2. Что такое политика? Укажите субъекты и объект политической деятельности.

3. Составьте схему «Структура политической системы»

4. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определенном порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства – неравенство политическое.<…>

Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п. <…>

Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений.

Г.В. Пушкарева

 

  1. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.
  2. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое неравенство на современном этапе?
  3. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижения человека в современном обществе такого статуса.
  4. В чем видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

5. Выполните задания в рабочей тетради с. 61-63


Государство в политической системе

Используя учебник Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / А.И.Кравченко, Е.А. Певцова с.145-162 и дополнительные источники выполните задания.

1. Что такое государство? Укажите признаки государства.

2. Функции государства.

3. Что такое форма правления? Какие формы правления существуют? Дайте им определение.

4. Чем президентская республика отличается от парламентской?

5. Охарактеризуйте существующие формы государственного устройства.

6. Что такое политический режим? Какие существуют режимы? Дайте им характеристику.

7. Составьте таблицу: «Теории происхождения государства»

Название теории Авторы Содержание
     
     
     
     
     
     

 

8. Выполните задания в рабочей тетради с. 63-66

Демократический режим и правовое государство

Используя учебник Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / А.И.Кравченко, Е.А. Певцова с.164-170, с. 143-144 и дополнительные источники выполните задания.

1. Признаки демократического режима.

2. Демократия прямая и представительная.

3. Признаки правового государства.

4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

С по­яв­ле­ни­ем в тео­рии пра­во­во­го го­су­дар­ства прин­ци­па не­отъ­ем­ле­мых естествен­ных прав че­ло­ве­ка она об­ре­та­ет свое ос­нов­ное цен­ност­ное ка­че­ство, становит­ся выс­шим при­о­ри­те­том. Для обес­пе­че­ния этого прин­ци­па не­об­хо­ди­мо разде­ле­ние вла­стей, при­зван­ное их урав­но­ве­ши­вать, гос­под­ство пра­во­во­го за­ко­на. При­о­ри­тет прав че­ло­ве­ка не сни­ма­ет с него от­вет­ствен­но­сти за над­ле­жа­щее использо­ва­ние своих прав и сво­бод и од­но­вре­мен­но воз­ла­га­ет от­вет­ствен­ность за обес­пе­че­ние этих прав на го­су­дар­ство. Со­зда­ет­ся осо­бая пра­во­вая связь: вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на. (...) Пра­во­вое го­су­дар­ство для выполнения своей ос­нов­ной функ­ции — за­щи­ты и охра­ны прав и сво­бод граждан — долж­но быть осна­ще­но си­сте­мой про­це­дур, ме­ха­низ­мов, ин­сти­ту­тов, гарантирующих субъек­тив­ные прав че­ло­ве­ка. (...) Важ­ное зна­че­ние имеет прин­цип свя­зан­но­сти законо­да­те­ля пра­ва­ми че­ло­ве­ка. Пра­во­вое го­су­дар­ство не­воз­мож­но создать в обществе, раз­ди­ра­е­мом со­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, по­ли­ти­че­ской борь­бой, выхо­дя­щей за пре­де­лы права. Пра­во­вое го­су­дар­ство может су­ще­ство­вать и успеш­но раз­ви­вать­ся в об­ще­стве, где есть со­гла­сие граж­дан от­но­си­тель­но принципов его устрой­ства, целей его раз­ви­тия, где сво­бо­да и права че­ло­ве­ка сопряже­ны с уважением и до­ве­ри­ем со­граж­дан к го­су­дар­ствен­ным учре­жде­ни­ям и друг к другу. Нрав­ствен­ные фак­то­ры, со­ли­дар­ность, объ­еди­не­ние во­круг общепризнан­ных ценностей — эти не­пра­во­вые фак­то­ры ока­зы­ва­ют не­оце­ни­мое вли­я­ние на отношение к пра­вам че­ло­ве­ка, праву, за­кон­но­сти. Как бы ни были прекрас­ны принци­пы пра­во­во­го го­су­дар­ства, их ни­ко­гда бы не уда­лось во­пло­тить в жизнь в атмо­сфе­ре не­ста­биль­но­сти, без­ве­рия, нрав­ствен­ной де­гра­да­ции об­ще­ства. Цель право­во­го го­су­дар­ства — за­щи­щая права че­ло­ве­ка, обес­пе­чить до­сто­ин­ство личности, как не­отъ­ем­ле­мый ком­по­нент куль­ту­ры об­ще­ства, во­пло­тив­шей многовеко­вые пред­став­ле­ния о са­мо­опре­де­ля­ю­щем­ся че­ло­ве­ке, сво­бод­ном от нищеты, на­си­лия, угне­те­ния, уни­же­ния. В обес­пе­че­нии до­сто­ин­ства огром­ная роль при­над­ле­жит ха­рак­те­ру вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка и вла­сти, при ко­то­ром че­ло­век вы­сту­па­ет не как объ­ект ко­манд, а как рав­но­прав­ный парт­нер го­су­дар­ства, участвую­щий в при­ня­тии ре­ше­ний, осу­ществ­ля­ю­щий в преду­смот­рен­ных за­ко­ном фор­мах кон­троль над де­я­тель­но­стью власт­ных струк­тур, осво­бож­ден­ный от жесткой опеки го­су­дар­ства.

Е. В. Лу­ка­шева­

  1. На­зо­ви­те прин­ци­пы пра­во­во­го го­су­дар­ства, при­ве­ден­ные ав­то­ром.
  2. Автор пе­ре­чис­ля­ет усло­вия, ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для су­ще­ство­ва­ния правового го­су­дар­ства. На­зо­ви­те три усло­вия.
  3. Автор утвер­жда­ет, что «пра­во­вое го­су­дар­ство не­воз­мож­но со­здать в обществе, раз­ди­ра­е­мом со­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, по­ли­ти­че­ской борьбой, выходящей за пре­де­лы права». Опи­ра­ясь на текст и соб­ствен­ные зна­ния, приве­ди­те три ар­гу­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­щие право­ту утвер­жде­ния автора.
  4. Автор утвер­жда­ет, что при­о­ри­тет­ным прин­ци­пом пра­во­во­го го­су­дар­ства являют­ся есте­ствен­ные права че­ло­ве­ка, для обес­пе­че­ния ко­то­рых необходимо раз­де­ле­ние вла­стей. Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и жиз­нен­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та, до­ка­зы­ва­ю­щих право­ту утверждения ав­то­ра.

 

5.   Выполните задания в рабочей тетради с. 66-69


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: