Личность и государство

Используя учебник Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова с.179-187 и дополнительные источники выполните задания.

1. Что такое политическая элита?

2. Как формируется элита?

3. Что такое политическое лидерство?

4. Роль политического лидера.

5. Типы лидерства.

6. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

       По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не врож­ден­ное свой­ство от­дель­ных личностей и не раз и на­все­гда дан­ная при­ви­ле­гия субъ­ек­тов...

Со­ци­аль­ным ста­ту­сом субъ­ек­та на­зы­ва­ет­ся опре­де­лен­ная по­зи­ция, занимаемая им в об­ще­стве, свя­зан­ная с дру­ги­ми по­зи­ци­я­ми через си­сте­му прав и обя­зан­но­стей. Иными сло­ва­ми, со­ци­аль­ный ста­тус ха­рак­те­ри­зу­ет место дан­но­го субъ­ек­та в си­сте­ме со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, место в об­ще­стве. Как сле­ду­ет из вы­ше­из­ло­жен­но­го, по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это управ­лен­че­ский ста­тус, социаль­ная по­зи­ция субъ­ек­та, свя­зан­ная пре­жде всего с при­ня­ти­ем власт­ных решений. Это по­ло­же­ние в об­ще­стве, ко­то­рое ха­рак­те­ри­зу­ет­ся спо­соб­но­стью занима­ю­ще­го­ся субъ­ек­та на­прав­лять и ор­га­ни­зо­вы­вать кол­лек­тив­ные дей­ствия. Иначе го­во­ря, лидер — это ру­ко­во­ди­тель...

Но можно ли вся­ко­го ру­ко­во­ди­те­ля на­звать ли­де­ром? Ве­ро­ят­но, нет. В социо­ло­гии раз­ли­ча­ют фор­маль­но­го и не­фор­маль­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Фор­маль­ный ру­ко­во­ди­тель на­зна­ча­ет­ся или из­би­ра­ет­ся на долж­ность в со­от­вет­ствии с установлен­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми про­це­ду­ра­ми... Власть по­ли­ти­че­ско­го ли­де­ра осно­вы­ва­ет­ся не на фор­маль­ных, нор­ма­тив­ных актах, а на ав­то­ри­те­те... Политический лидер по сво­е­му ста­ту­су это ав­то­ри­тет­ный член груп­пы, организации, об­ще­ства, вли­я­ние ко­то­ро­го поз­во­ля­ет ему иг­рать важ­ную роль в при­ня­тии и ре­а­ли­за­ции власт­ных ре­ше­ний в по­ли­ти­че­ском про­цес­се. 

Здесь мы по­до­шли к еще одной важ­ной ха­рак­те­ри­сти­ке по­ли­ти­че­ско­го лидер­ства. По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не толь­ко тип субъ­ек­та де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, со­ци­аль­ный ста­тус, но и важ­ней­ший со­ци­аль­ный институт. Пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход пы­та­ет­ся объ­яс­нить фе­но­мен ли­дер­ства не толь­ко с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ли­де­ра, но и с по­зи­ции мо­ти­ва­ции ве­до­мых на ос­но­ве глу­бин­ных под­со­зна­тель­ных про­цес­сов... Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния могут быть ис­тол­ко­ва­ны по типу от­но­ше­ний в семье: ре­бе­нок — мать, ре­бе­нок — отец. Взрослые члены семьи, и пре­жде всего отец, вы­сту­па­ют для ре­бен­ка как выс­ший ав­то­ри­тет. По­треб­ность в таком ав­то­ри­те­те, опора на этот ав­то­ри­тет, яв­ля­ет­ся одной из су­ще­ствен­ных основ жиз­не­де­я­тель­но­сти ре­бен­ка. И эта по­треб­ность не ис­че­за­ет по мере взрос­ле­ния ре­бен­ка. Че­ло­век все­гда хочет опе­реть­ся на что-то выс­шее, род­ное.

Си­стем­но-функ­ци­о­наль­ный под­ход тесно свя­зы­ва­ет при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния и функ­ции по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства с со­ци­аль­ны­ми по­треб­но­стя­ми об­ще­ства. Глав­ное со­дер­жа­ние функ­ций ли­дер­ства, с точки зре­ния этого под­хо­да, определяет­ся объ­ек­тив­ной по­треб­но­стью по­ли­ти­че­ско­го со­об­ще­ства в целом или от­дель­ных его ча­стей (по­ли­ти­че­ских групп, ор­га­ни­за­ций) в со­зна­тель­ном саморегули­ро­ва­нии и са­мо­раз­ви­тии.

А.А. Ра­ду­гин

 

  1. Какие две формы ру­ко­вод­ства раз­ли­ча­ет автор? Дайте их ха­рак­те­ри­сти­ку.
  2. Какие на­уч­ные под­хо­ды, объ­яс­ня­ю­щие при­ро­ду по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства, опи­са­ны в тек­сте? Опи­ши­те каж­дый из них.
  3. Как автор опре­де­ля­ет по­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го ли­дер­ства? При­ве­ди­те три приме­ра по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, ав­то­ри­тет ко­то­рых имеет раз­лич­ное происхож­де­ние.
  4. Автор ука­зы­ва­ет, что «По­ли­ти­че­ское ли­дер­ство — это не толь­ко тип субъекта де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, со­ци­аль­ный ста­тус, но и важ­ней­ший со­ци­аль­ный ин­сти­тут». Опи­ра­ясь на зна­ние об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, дру­гих учеб­ных дис­ци­плин, при­ве­ди­те три ха­рак­тер­ные черты социаль­ных ин­сти­ту­тов, под­твер­жда­ю­щих, что по­ли­ти­че­ское ли­дер­ство явля­ет­ся одним из них.

 

7. Выполните задания в рабочей тетради с. 69-72


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: