При наличии относительно высоких ориентиров (трубы, мачты) высота которых известна, наблюдатель может определить высоту облаков по степени закрытия этих ориентиров облаками. Кроме того, опытный наблюдатель корректирует свои выводы о высоте знаниями климатических характеристик нижней границы облаков в различные сезоны года, значением средней высоты облаков различных форм, а также скоростью перемещения облаков.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ И ВИДИМОСТИ ОВИ НА АЭРОДРОМАХ
Цель работы: ознакомиться с методами определения дальности видимости на аэродромах, принципом работы регистратора дальности видимости (РДВ-2, ФИ-1), определением видимости ОВИ для дневных и ночных условий.
Для обеспечения безопасности и регулярности полетов на аэродромах устанавливается минимум погоды для взлета и посадки самолетов. В метеоминимум входит и характеристика видимости атмосферы.
Дальность видимости очень непостоянная величина, меняющаяся во времени и в пространстве. Она имеет годовой и суточный ход, определяется содержанием в воздухе продуктов конденсации водяного пара, аэрозолей. Ухудшается видимость при дымке, тумане, мгле, пыльной буре, метели, снегопаде, мороси, а также при лесных пожарах и промышленных дымках.
Выделяют следующие факторы, влияющие на визуальную оценку дальности видимости объектов наблюдателем:
· фотометрические и пространственные характеристики объекта (яркость объекта, его угловые размеры);
· характеристика зрительного восприятия (порог световой чувствительности и порог контрастной чувствительности глаза);
· оптическое состояние атмосфера между объектом и наблюдателем.
В метеообеспечении полетов используются две характеристики видимости: метеорологическая дальность видимости и видимость на ВПП (видимость ОВИ).
Метеорологическая дальность видимости (МДВ) - предельное расстояние, на котором становится невидимым в светлое время суток абсолютно черный объект угловых размеров более 20 градусов, проектирующийся на фоне неба у горизонта. Определение МДВ в ночное время возможно на основании наблюдений за точечными огнями определенной силы света.
Дальность видимости на ВПП определяется как максимальное расстояние по направлению взлета и посадки, в пределах которого пилот, находящийся в кабине самолета на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огня, ограничивающего ВПП, или обозначающего ее осевую линию.
Визуальные наблюдения:
1. Дневные наблюдения
Для наблюдений МДВ днем выбирают девять темных объектов, удаленных на расстоянии 50, 200, 500 м и 1, 2, 4, 10, 20 и 50 км от пункта наблюдения свободно различаемых глазом при соответствующей прозрачности атмосферы.
Объекты для наблюдения должны отвечать следующим требованиям:
· быть возможно более темными
· проектироваться на фоне неба (если объекты проектируются на другом фоне, то они должны иметь четкие контуры, а фон должен быть вдвое дальше от места наблюдения, чем объект)
· быть видимыми с места наблюдения под углом не более 5-6° к плоскости горизонта.
Если естественных объектов, необходимых для определения видимости, на местности нет, то устанавливаются искусственные, например, щиты, которые следует располагать в том же направлении от пункта наблюдения, что и естественные объекты, желательно на возвышенных участках. Их устанавливают по высоте так, чтобы верхняя кромка проектировалась на фоне неба;
2. Ночные наблюдения
Визуальные наблюдения в темное время суток необходимо производить по одиночным источникам света определенной силы, расположенным на различных расстояниях.
Для определения метеорологической дальности видимости по одиночным огням необходимо иметь 9 заранее выбранных источников света (например, ламп), пронумерованных в порядке возрастания определяемой по ним видимости.
Видимость каждого огня зависит от силы света, расстояния до него и прозрачности воздуха, зная силу света и расстояние, можно определить метеорологическую видимость.
Инструментальные измерения:
Регистратор дальности видимости РДВ-2. Назначение и точность измерения.
РДВ-2 предназначен для дискретных, а также непрерывных наблюдений, дистанционных измерений прозрачности атмосферы (МДВ) в любых метеорологических условиях как днем, так и ночью. Диапазон измерения 250-6000 м соответствует прозрачности атмосферы от 6 до 90%.
На аэродромах, работающих по минимуму II категории, параллельно с РДB с базой 100 м устанавливается модифицированный РДВ-2 с базой 50 м. Прибор РДВ-2 устанавливается и в автоматических метеорологических станциях КРАМС и КРАМС-М.
Прибор РДB-2 состоит из фотометрического блока, призменного отражателя, стабилизатора напряжения, блоков питания и управления измерительного пульта.
ОПИСАНИЕ ПРИБОРОВ
Фотометрический блок
Фотометрический блок позволяет получить данные МДВ с помощью сравнения двух световых потоков, полученных от одного и того же источника света. От лампы накаливания с помощью оптической системы формируются два световых пучка. Один пучок проходит через ослабляющий слой атмосферы и возвращается в прибор на фотоэлемент. Второй направляется на фотоэлемент внутри прибора и проходит на своем пути через регулирующее устройство (измерительную диафрагму), с помощью которого можно изменять интенсивность луча.
Импульсный фотометр ИФ-1.
Импульсный фотометр ИФ-1 предназначен для дискретных и непрерывных дистанционных наблюдений прозрачности атмосферы (МДВ) в любых
метеорологических условиях, погрешности прибора для единичного измерения такие, как и для РДВ-2 Прибор имеет две измерительные базы 10 и 100 м и используется для измерения МДВ на категорированных аэродромах.