Визуальный метод определения высоты облаков

При наличии относительно высоких ориентиров (трубы, мачты) высота которых известна, наблюдатель может определить высоту облаков по степени закрытия этих ориентиров облаками. Кроме того, опытный наблюдатель корректирует свои выводы о высоте знаниями климатических характеристик нижней границы облаков в различные сезоны года, значением средней высоты облаков различных форм, а также скоростью перемещения облаков.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ И ВИДИМОСТИ ОВИ НА АЭРОДРОМАХ

 

Цель работы: ознакомиться с методами определения дальности видимости на аэродромах, принципом работы регистратора дальности видимости (РДВ-2, ФИ-1), определением видимости ОВИ для дневных и ночных условий.

Для обеспечения безопасности и регулярности полетов на аэродромах устанавливается минимум погоды для взлета и посадки самолетов. В метеоминимум входит и характеристика видимости атмосферы.

Дальность видимости очень непостоянная величина, меняющаяся во времени и в пространстве. Она имеет годовой и суточный ход, определяется содержанием в воздухе продуктов конденсации водяного пара, аэрозолей. Ухудшается видимость при дымке, тумане, мгле, пыльной буре, метели, снегопаде, мороси, а также при лесных пожарах и промышленных дымках.

Выделяют следующие факторы, влияющие на визуальную оценку дальности видимости объектов наблюдателем:

· фотометрические и пространственные характеристики объекта (яркость объекта, его угловые размеры);

· характеристика зрительного восприятия (порог световой чувствительности и порог контрастной чувствительности глаза);

· оптическое состояние атмосфера между объектом и наблюдателем.

 

В метеообеспечении полетов используются две характеристики видимости: метеорологическая дальность видимости и видимость на ВПП (видимость ОВИ).

Метеорологическая дальность видимости (МДВ) - предельное расстояние, на котором становится невидимым в светлое время суток абсолютно черный объект угловых размеров более 20 градусов, проектирующийся на фоне неба у горизонта. Определение МДВ в ночное время возможно на основании наблюдений за точечными огнями определенной силы света.

Дальность видимости на ВПП определяется как максимальное расстояние по направлению взлета и посадки, в пределах которого пилот, находящийся в кабине самолета на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или огня, ограничивающего ВПП, или обозначающего ее осевую линию.

Визуальные наблюдения:

1. Дневные наблюдения

 

Для наблюдений МДВ днем выбирают девять темных объектов, удаленных на расстоянии 50, 200, 500 м и 1, 2, 4, 10, 20 и 50 км от пункта наблюдения свободно различаемых глазом при соответствующей прозрачности атмосферы.

Объекты для наблюдения должны отвечать следующим требованиям:

· быть возможно более темными

· проектироваться на фоне неба (если объекты проектируются на другом фоне, то они должны иметь четкие контуры, а фон должен быть вдвое дальше от места наблюдения, чем объект)

· быть видимыми с места наблюдения под углом не более 5-6° к плоскости горизонта.

Если естественных объектов, необходимых для определения видимости, на местности нет, то устанавливаются искусственные, например, щиты, которые следует располагать в том же направлении от пункта наблюдения, что и естественные объекты, желательно на возвышенных участках. Их устанавливают по высоте так, чтобы верхняя кромка проектировалась на фоне неба;

 

2. Ночные наблюдения

Визуальные наблюдения в темное время суток необходимо производить по одиночным источникам света определенной силы, расположенным на различных расстояниях.

Для определения метеорологической дальности видимости по одиночным огням необходимо иметь 9 заранее выбранных источников света (например, ламп), пронумерованных в порядке возрастания определяемой по ним видимости.

Видимость каждого огня зависит от силы света, расстояния до него и прозрачности воздуха, зная силу света и расстояние, можно определить метеорологическую видимость.

Инструментальные измерения:

Регистратор дальности видимости РДВ-2. Назначение и точность измерения.

РДВ-2 предназначен для дискретных, а также непрерывных наблюдений, дистанционных измерений прозрачности атмосферы (МДВ) в любых метеорологических условиях как днем, так и ночью. Диапазон измерения 250-6000 м соответствует прозрачности атмосферы от 6 до 90%.

На аэродромах, работающих по минимуму II категории, параллельно с РДB с базой 100 м устанавливается модифицированный РДВ-2 с базой 50 м. Прибор РДВ-2 устанавливается и в автоматических метеорологических станциях КРАМС и КРАМС-М.

Прибор РДB-2 состоит из фотометрического блока, призменного отражателя, стабилизатора напряжения, блоков питания и управления измерительного пульта.

ОПИСАНИЕ ПРИБОРОВ

Фотометрический блок

Фотометрический блок позволяет получить данные МДВ с помощью сравнения двух световых потоков, полученных от одного и того же источника света. От лампы накаливания с помощью оптической системы формируются два световых пучка. Один пучок проходит через ослабляющий слой атмосферы и возвращается в прибор на фотоэлемент. Второй направляется на фотоэлемент внутри прибора и проходит на своем пути через регулирующее устройство (измерительную диафрагму), с помощью которого можно изменять интенсивность луча.

Импульсный фотометр ИФ-1.

Импульсный фотометр ИФ-1 предназначен для дискретных и непрерывных дистанционных наблюдений прозрачности атмосферы (МДВ) в любых 

метеорологических условиях, погрешности прибора для единичного измерения такие, как и для РДВ-2 Прибор имеет две измерительные базы 10 и 100 м и используется для измерения МДВ на категорированных аэродромах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: