Прослушайте песню «До свидания, мальчики»

https://yandex.ru/video-Булат Окуджава ~ До свидания, мальчики(нарезка из военных фильмов)

В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б. Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».

«Обстоятельства моей тогдашней жизни были вот какие. Я вернулся с фронта и поступил в Тбилисский университет… Учился я на филологическом факультете, писал подражательные стихи, жил, как мог жить одинокий студент в послевоенные годы – не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал, и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив – здоров, чего же больше? Лишь тайну черного цвета, горькую тайну моей разлуки хранил в глубине души, вспоминая о маме».

 

Стихотворение «Письмо к маме»

 

Ты сидишь на нарах посреди Москвы.

Голова кружится от слепой тоски.

На окне – намордник, воля – за стеной,

Ниточка порвалась меж тобой и мной.

За железной дверью топчется солдат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Следователь юный машет кулаком.

Ему так привычно звать тебя врагом.

За свою работу рад он попотеть…

Или ему тоже в камере сидеть?

В голове убогой – трехэтажный мат…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Чуть за Красноярском – твой лесоповал.

Конвоир на фронте сроду не бывал.

Он тебя прикладом, он тебя пинком,

Чтоб тебе не думать больше ни о ком.

Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Вождь укрылся в башне у Москвы – реки.

У него от страха паралич руки.

Он не доверяет больше никому,

Словно сам построил для себя тюрьму.

Ему все подвластно, да опять не рад…

Прости его, мама: он не виноват,

Он себе на душу греха не берет –

Он не за себя ведь – он за весь народ.

С начала 50-х годов Б. Окуджава живет в Москве, работает в «Литературной газете». Он очень любил этот город и посвятил ему много стихотворений – песен.

Прекрасный московский цикл складывался как бы в полемике с двумя совершенно различными, но достаточно значительными музыкальными явлениями. Во-первых, преобладали в то время «гимновые» песни о Москве, во-вторых, увлекшись песнями французских певцов о Париже, Окуджава посчитал несправедливым, что нет таких же «интимных», «домашних» песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которого любил не меньше, чем парижане – Большие бульвары.

Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь. Вот так я думал, мечтал, мечтал.… И вот у меня стали появляться «Ленька Королев», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».

 Прослушайте песню  из московского цикла «Ах, Арбат, мой Арбат»

https://yandex.ru/video-Булат Окуджава - Ах Арбат, мой Арбат... Б.Окуджава Из т/ф "Покровские ворота"

По московским улицам в песнях поэта ходили самые прекрасные, самые красивые женщины. Булат Окуджава писал: «Тема многих моих стихов – песен – любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решился воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой, как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин».

Прослушайте песню  «Ваше Величество, женщина» -

https://yandex.ru/video- Ваше величество женщина! Булат Окуджава

В конце 50-х были написаны Окуджавой и песни о «комиссарах в пыльных шлемах» среди которых и та, что опубликована лишь в 1987 году – «О чем ты успел подумать, отец расстрелянный мой», и песни – зарисовки, типа, «Из окон корочкой несет поджаренной»

Вот с этим репертуаром 1959 году Окуджава вышел на «широкую» публику, но по-прежнему его песенное творчество было ориентировано на дружеское общение. Поэт говорил, что прежде всего хотелось написать ему такую песню, «чтобы друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» В начале 60-х годов репертуар поэта – певца пополнялся и довольно стремительно и к конце 1962 года содержал около 50 песен. В 1962 году Окуджава уходит из «Литературной газеты», в редакции которой он отработал несколько лет, и целиком отдается стихотворному и песенному творчеству.

К этому времени относится одна из известнейших песен Окуджавы «Песенка старого шарманщика».

 

Прослушайте  «Песенку старого шарманщика»

https://www.youtube.com-Булат Окуджава - «Песня старого шарманщика»

Подчеркивая визгливый, вскрикивающий звук шарманки, он создает смешной, нелепый и, как оказывается в его творчестве, трагичный образ «вечного шарманщика». Характерно для Окуджавы сочетание шутливой маскарадности с серьезным разговором о судьбе художника, с исповедальными интонациями дружеской беседы.

 

В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим», написанной по заказу киностудии. Эта песня стала одним из главных действующих лиц фильма «Белорусский вокзал».

Большой творческой удачей представляется еще одна «военная» песня. Она была написана в 1975 году для другого кинофильма, «Великая Отечественная». Это «Песня о московских ополченцах». Мужественная, она так и уйдет к нашим потомкам не только художественным, но и документальным памятником погибшим по Москвой. Примечательно, что создатели фильма просили Окуджаву озвучить эту песню своим голосом.

 

Прослушайте песню   «Мы за ценой не постоим»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: