https://yandex.ru/video-Булат Окуджава ~ До свидания, мальчики(нарезка из военных фильмов)
В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б. Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».
«Обстоятельства моей тогдашней жизни были вот какие. Я вернулся с фронта и поступил в Тбилисский университет… Учился я на филологическом факультете, писал подражательные стихи, жил, как мог жить одинокий студент в послевоенные годы – не загадывая на будущее, без денег, без отчаяния. Влюблялся, сгорал, и это помогало забывать о голоде, и думал, бодрясь: жив – здоров, чего же больше? Лишь тайну черного цвета, горькую тайну моей разлуки хранил в глубине души, вспоминая о маме».
Стихотворение «Письмо к маме»
Ты сидишь на нарах посреди Москвы.
Голова кружится от слепой тоски.
На окне – намордник, воля – за стеной,
Ниточка порвалась меж тобой и мной.
За железной дверью топчется солдат…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
|
|
Следователь юный машет кулаком.
Ему так привычно звать тебя врагом.
За свою работу рад он попотеть…
Или ему тоже в камере сидеть?
В голове убогой – трехэтажный мат…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
Чуть за Красноярском – твой лесоповал.
Конвоир на фронте сроду не бывал.
Он тебя прикладом, он тебя пинком,
Чтоб тебе не думать больше ни о ком.
Тулуп на нем жарок, да холоден взгляд…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
Вождь укрылся в башне у Москвы – реки.
У него от страха паралич руки.
Он не доверяет больше никому,
Словно сам построил для себя тюрьму.
Ему все подвластно, да опять не рад…
Прости его, мама: он не виноват,
Он себе на душу греха не берет –
Он не за себя ведь – он за весь народ.
С начала 50-х годов Б. Окуджава живет в Москве, работает в «Литературной газете». Он очень любил этот город и посвятил ему много стихотворений – песен.
Прекрасный московский цикл складывался как бы в полемике с двумя совершенно различными, но достаточно значительными музыкальными явлениями. Во-первых, преобладали в то время «гимновые» песни о Москве, во-вторых, увлекшись песнями французских певцов о Париже, Окуджава посчитал несправедливым, что нет таких же «интимных», «домашних» песен о его городе, о Москве, улицы и переулки которого любил не меньше, чем парижане – Большие бульвары.
Из воспоминаний поэта: «Мне давно хотелось написать песню о Москве, о городе, который я так люблю. Но не похожую на гимн, а какую-то интимную, выразить мою любовь. Вот так я думал, мечтал, мечтал.… И вот у меня стали появляться «Ленька Королев», «Полночный троллейбус», потом «Московский муравей», «Арбат, мой Арбат» - получился такой вот цикл московских песен».
|
|
Прослушайте песню из московского цикла «Ах, Арбат, мой Арбат»
https://yandex.ru/video-Булат Окуджава - Ах Арбат, мой Арбат... Б.Окуджава Из т/ф "Покровские ворота"
По московским улицам в песнях поэта ходили самые прекрасные, самые красивые женщины. Булат Окуджава писал: «Тема многих моих стихов – песен – любовь. Долгое время у нас почти не пели о любви, и в самом слове «женщина» для некоторых было что-то сомнительное. Из протеста против пуританского ханжества я решился воспеть женщину, как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой, как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин».
Прослушайте песню «Ваше Величество, женщина» -
https://yandex.ru/video- Ваше величество женщина! Булат Окуджава
В конце 50-х были написаны Окуджавой и песни о «комиссарах в пыльных шлемах» среди которых и та, что опубликована лишь в 1987 году – «О чем ты успел подумать, отец расстрелянный мой», и песни – зарисовки, типа, «Из окон корочкой несет поджаренной»
Вот с этим репертуаром 1959 году Окуджава вышел на «широкую» публику, но по-прежнему его песенное творчество было ориентировано на дружеское общение. Поэт говорил, что прежде всего хотелось написать ему такую песню, «чтобы друзья, сидевшие за столом, согласно закивали головами…» В начале 60-х годов репертуар поэта – певца пополнялся и довольно стремительно и к конце 1962 года содержал около 50 песен. В 1962 году Окуджава уходит из «Литературной газеты», в редакции которой он отработал несколько лет, и целиком отдается стихотворному и песенному творчеству.
К этому времени относится одна из известнейших песен Окуджавы «Песенка старого шарманщика».
Прослушайте «Песенку старого шарманщика»
https://www.youtube.com-Булат Окуджава - «Песня старого шарманщика»
Подчеркивая визгливый, вскрикивающий звук шарманки, он создает смешной, нелепый и, как оказывается в его творчестве, трагичный образ «вечного шарманщика». Характерно для Окуджавы сочетание шутливой маскарадности с серьезным разговором о судьбе художника, с исповедальными интонациями дружеской беседы.
В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим», написанной по заказу киностудии. Эта песня стала одним из главных действующих лиц фильма «Белорусский вокзал».
Большой творческой удачей представляется еще одна «военная» песня. Она была написана в 1975 году для другого кинофильма, «Великая Отечественная». Это «Песня о московских ополченцах». Мужественная, она так и уйдет к нашим потомкам не только художественным, но и документальным памятником погибшим по Москвой. Примечательно, что создатели фильма просили Окуджаву озвучить эту песню своим голосом.
Прослушайте песню «Мы за ценой не постоим»