Класс 22.05
Тема урока: Фестиваль собирает друзей
Тип урока: Обобщение материала четверти.
Проблема урока: Правдиво ли утверждение, что между музыкой моего народа и музыкой народов ближнего зарубежья нет непереходимых границ? Можем ли мы узнать по музыке о жизни других народов?
Оборудование:
- Политическая карта России и ближнего зарубежья;
- Передвижная музыкальная эмблема.
- Грамзапись, аудиозапись.
- Народные инструменты, костюмы.
Ход урока
Урок проводится в актовом зале.
Организационный момент.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем его в форме фестиваля, это творческая, увлекательная, песенно-танцевальная встреча. Слово фестиваль в переводе с латинского - значит веселый, праздничный.
На этой сцене прозвучат песни, будут исполнены танцы, мы узнаем много нового о культурных традициях народов ближнего зарубежья из ваших рассказов и выступлений. Мы сегодня найдем ответ на вопрос: “Существуют ли границы между музыкой моего народа и музыкой народов соседних республик и государств? Понятен ли нам язык музыкального искусства других народов? Надеемся, что наш фестиваль будет действительно веселым и праздничным. Итак, мы начинаем!
(Фоном звучит музыка)
Ведущий:
Всюду радостные лица, необъятна, широка,
Озарила наши лица фестивальная река!
Парусами на просторе флаги всех цветов и стран
Превратилась сцена в море, или даже в океан!
В океан большой, прекрасный, праздничный и громогласный,
Светлый, добрый, фестивальный, песенный и танцевальный!
В океан живой, надежный, увлеченный, молодежный,
Солнечный, неутомимый, всенародный и всемирный!
Cтихи Р.Рождественского “Праздник дружбы”
Ведущий: Традиции музыкальной культуры разных народов уходят своими корнями в далекое прошлое. В песне, танце нашли выражение характер народа, радость труда и отдыха, красота родного края. Каждый народ славится своими замечательными певцами, танцорами, мастерами-умельцами. Поприветствуем всех участников нашего фестиваля.
(Ведущий, объявляя выступления участников на карте указывает переносной эмблемой страну, её географическое расположение).
Карта - https://geographyofrussia.com/wp-content/uploads/2010/04/administrative_map_of_russia.jpg
Приглашаем на сцену делегации представляющие славянские народы.

Россия: (Выступает группа ребят в национальных костюмах.)
Русская народная песня самобытна, красочна, её мелодия, глубоко раскрывая сюжет, создает единый, законченный художественный образ. Народная песня как звучащая летопись раскрывает историю нашего народа, своеобразие быта. В ней отражена вся жизнь русского народа. Существуют песни-былины, исторические, трудовые, обрядовые, лирические. Большое место в быту народа занимают песни хороводные и плясовые. Ни один праздник не обходится без пляски, там, где пляска – там и песня, а народная пословица гласит: “Были бы песни – будут и пляски”
Звучит русская народная песня “ Как за двором” с элементами игры на русских народных инструментах. -
Украина:
Среди песен, танцев Украины много веселых, шуточных, озорных без которых не обходится ни один праздник. Торжественно в Украине отмечается праздник окончания полевых работ и на этом гулянии звучат песни хвалебные, величальные. Огромной популярностью пользуются танцы “Казачок”, “Гопак”. Весьма популярен жанр песен-дум. Они лиричны, напевны. Используются думы зачастую в сопровождении бандуры - народного инструмента.

Приглашаем на сцену делегацию Украины. Прозвучит украинская народная песня “Ой, чия це хатинка”
Белоруссия:
Песенный мир белорусского народа богат и разнообразен. Самые популярные плясовые мелодии “Бульба”, “Лявониха”, “Янка”. Народные песни исполняются в сопровождении типичных для Белоруссии музыкальных инструментах – цимбал, гуслей, дудок. Гордится народ и современными ансамблями, которые прославили родную землю на весь мир: “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”.

Исполняется белорусская народная песня-танец “Бульба”






