Электроцентробежные насосы. Конструкция, основные узлы
Для удобства сборки, транспортировки и монтажа электроцентробежные насосы выполняют модульными.
Погружной центробежный модульный насос – многоступенчатый вертикального исполнения. Насос состоит из входного модуля, модуля секции, модуля головки (рис. 1, 2, 3).
Допускается уменьшение числа модулей-секций в насосе при соответствующем укомплектовании погружного агрегата двигателем необходимой мощности.
Модуль – секция насоса.
Модуль-секция является средней частью электроцентробежного насоса
Модуль-секция насоса (рис.1) состоит из корпуса 8, вала 2, пакета ступеней (рабочих колес и направляющих аппаратов) 6, 7, верхнего подшипника 4, нижнего подшипника 9, верхней осевой опоры, головки 1, основания 11, двух ребер 10 и резиновых колец.
Основным рабочим органом модуль - секции насоса являются пакет ступеней рабочих колес и направляющих аппаратов, которые и позволяют пластовой жидкости подниматься на дневную поверхность.
Число ступеней в модулях-секциях стандартизовано и указано в таблицах. Соединение модулей-секций между собой, а также резьбовые соединения и зазор между корпусом и пакетом ступеней герметизируются резиновыми кольцами.
Рис.1. Модуль - секция насоса: 1 - головка; 2 - вал; 3 - опора; 4 - верхний подшипник; 5 - кольцо; 6 - направляющий аппарат; 7 - рабочее колесо; 8 - корпус; 9 - нижний подшипник; 10 - ребро; 11 – основание.
Ребра предназначены для защиты плоского кабеля с муфтой от механических повреждений о стенку обсадной колонны при спуске и подъеме насосного агрегата. Ребра прикреплены к основанию модуля-секции болтом с гайкой и пружинной шайбой.
Грань головки модуля-секции, имеющая минимальное угловое смещение относительно поверхности основания между ребрами, помечена пятном краски для ориентирования относительно ребер другого модуля-секции при монтаже на скважине.
Входной модуль насоса
Входной модуль является нижней частью электроцентробежного насоса.
Входной модуль (рис. 2) состоит из основания 1 с отверстиями для прохода пластовой жидкости, подшипниковых втулок 3 и сетки 4, вала 2 с защитными втулками 5 и шлицевой муфты 6 для соединения вала модуля с валом гидрозащиты.
Рис. 2. Входной модуль насоса: 1 - основание; 2 - вал; 3 - втулка подшипника; 4 - сетка; 5- защитная втулка; 6- шлицевая муфта; 7- шпилька
При помощи шпилек 7 модуль верхним концом подсоединяется к модулю-секции. Нижний конец входного модуля присоединяется к гидрозащите двигателя.
Если пластовая жидкости, содержит у сетки входного модуля насоса свыше 25 % (по объему) свободного газа, то к насосу следует дополнительно подсоединить насосный модуль – газосепаратор. Газосепаратор устанавливается между входным модулем и модулем-секцией.
Соединение модулей между собой и входного модуля с двигателем - фланцевое. Соединения уплотняются резиновыми кольцами.
Входной модуль для насосов группы 6 имеет два исполнения: одно -с валом диаметром 25 мм - для насосов с подачами 250, 320, 500 и 800 м3 /сут, другое - с валом диаметром 28 мм - для насосов с подачами 1000, 1250 м3 /сут. Входные модули и модули-секции поставляются опломбированными консервационными пломбами-пятнами синей или зеленой краски на гайках и болтах (шпильках) фланцевых соединений.
Модуль – головка
Модуль-головка является верхней частью электроцентробежного насоса.
Модуль-головка (рис.3) состоит из корпуса, с одной стороны которого имеется внутренняя коническая резьба для подсоединения обратного клапана (насосно-компрессорной трубы), с другой стороны - фланец для подсоединения к модулю-секции двух ребер и резинового кольца. Ребра прикреплены к корпусу модуля-головки болтом с гайкой и пружинной шайбой. Резиновое кольцо герметизирует соединение модуля-головки с модулем-секцией.
Рис. 3. Модуль-головка насоса: 1 - кольцо уплотнительное; 2 - ребро; 3 - корпус
Модули-головки насосов группы 5 и 5А имеют резьбу муфты насосно-компрессорной гладкой трубы 73 ГОСТ 633-80. Модуль-головка насосов группы 6 имеет два исполнения: с резьбой муфты 73 и 89 ГОСТ 633-80.
Основные узлы насоса
Рабочее колесо является основным рабочим органом насоса. Оно выполнено в виде двух дисков - переднего (по ходу жидкости) с отверстием большого диаметра в центре и заднего - сплошного диска со ступицей (втулкой в центре), через которую проходит вал.
При вращении рабочего колеса создается центробежная сила, которая придает жидкости скоростную энергию.
.
Направляющий аппарат предназначен для изменения направления потока жидкости и преобразования скоростной энергии в давление.
Рабочее колесо, совместно с направляющим аппаратом, образует ступень насоса. Каждая ступень развивает напор 4-7 м.
Рабочие колеса насосов и направляющие аппаратыобычного исполнения изготовляют из модифицированного серого чугуна, а насосов коррозионностойкого исполнения - из модифицированного чугуна ЧН16Д7ГХШ типа «нирезист». Рабочие колеса насосов обычного исполнения можно изготовлять из радиапионно-модифицированного полиамида.
Вал предназначен для передачи вращения рабочим колесам. Валы отдельных секций насоса, а также его модулей соединяются с помощью шлицевых муфт.
Корпус насоса - специальная труба, диаметры которой у современных насосов составляют 86,92,103 и 114 мм, а длина зависит от числа собранных в ней ступеней. Корпус сверху заканчивается резьбой, с помощью которой он присоединяется к колонне НКТ.
Уплотнения в ЭЦН представлены сальником, расположенным в нижней части насоса, представляющим набор колец, выполненных из свинцовой ваты с графитом.