Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 

I. РАСПРЕДЕЛИ В КОЛОНКИ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, не записывая предложения:

ПП ССП СПП БСП
       
  1.  Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще более усиливалось.
  2.  Вера собралась с силами и открыла дверь.
  3. Деревни кажутся внизу не больше спичечной коробки, леса и сады – как мелкая травка.
  4. Я боюсь только: это не он.
  5. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом.
  6. Все глядят на меня и на отца, мне даже стыдно.
  7. Поглядел я в переборку – свету нет.
  8. Но ты пойми, о какой любви я говорю.
  9. Но Желтков даже не поглядел на него, хотя и слышал его слова.
  10. А квартиры все очень дороги, и сняли квартиру в расчете сдачи комнат.
  11. Он привык к этим переменам, и в обстановке вечной нескладицы отсутствие отца не удивляло его.
  12. Поезд стоял на какой-то очень большой станции, разряда узловых.

II. Спишите и расставьте знаки препинания в БСП:

  1. Это время оправдало старинное изречение человек человеку волк.
  2. Он говорит завидна участь растоптанных.

3. Он был уверен всё получится.

4. Придет время покажем.

5. Не сделал уроки не захотел.

 

III. Решите тест.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

1) 1,3   2) 2    3) 3 4) 2,4

2. В «Мертвых душах» (1) Гоголь следовал принципам того критического направления (2) характеристику (3) которого (4) он дал сам в одной из глав поэмы.

1) 1,2    2) 1, 3   3) 2  4) 2,4

3. Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завора­живают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

1)1,2,4         2) 1,2,3,4    3)1,2,4,5     4) 1,2,3,4,5

4. Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскри­кивала птица (3) то ее крик гулким эхом отзывался по всему (4) еще не проснувшемуся лесу.

1)1,3            2) 1,2,3,4     3) 1,2,4        4) 2,3,4

5. Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные ог­ни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают.

1)1,2,3         2) 2,3             3) 1,2,3,4      4) 1,3,4

6. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

1)1,2,4    2)1,2,3,4 3) 1,3   4) 2,3

 

7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По ночам земля быстро выхолаживалась () и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

 

 

8.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Представители экспрессионизма считали любое бессознатель­ное действие отражением психического состояния художника () и в этом видели смысл изображаемого.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

 

9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

В портрете воссоздается облик человеческой индивидуальнос­ти: вместе с внешним сходством художник запечатлевает духов­ный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

 

10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предло­жении?

С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и жур­чанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предло­жения противопоставляется содержанию первой части.

 

11. Укажите верную характеристику предложе­ния.

И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность ма­териала.

1) сложное бессоюзное                  

2) сложноподчинённое                  

3) простое, осложнённое               

4) сложносочинённое

Укажите верную характеристику предложения.

При недостатке витамина С у человека развивается цинга: дёсны становятся сла­быми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в орга­низме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соедини­тельной ткани.

1) сложносочинённое         

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчи­нительной связью между частями

3) сложноподчинённое                  

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка.

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось.

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево.

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла.

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

 

Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания.

Было уже часов десять и над садом св…тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к…торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св…ем ш…лковом плат…е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в…чернем осв…щении к…залась м…лодой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: