Опасности и их классификация бжд

-по происхождению (естественные, техногенные, экологические, смешанные);

-по времени действия отрицательных последствий (импульсные и кумулятивные);

-по локализации (связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом);

-по результату (усталость, заболевание, травмы, аварии, пожары);

-по сфере проявления (бытовые, спортивные, дорожно-транспортные,

производственные, военные, и т.п.);

-по характеру действия на человека (активные, пассивные).

-по структуре (простые, производные, и т.п.);

Наиболее удачной классификацией опасностей можно считать классификацию по источнику происхождения, согласно которой все опасности делятся на четыре группы: естественные, техногенные, социально-политические, комбинированные.

Естественные опасности - это естественные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые могут нанести угрозу для ее жизни и здоровья (землетрясения, сдвиги, извержения вулканов, наводнения, снеговые лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололедицы, молнии, солнечное и космическое излучения, опасные животные, растения, рыбы, насекомые, грибы, бактерии, вирусы, заразные болезни).

Техногенные опасности - это, прежде всего, опасности, связанные с эксплуатацией транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования, использование взрывоопасных веществ и материалов, а также процессов, которые происходят до высоких температур и давления, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения и др.

К социальным опасностям принадлежат опасности, причиненные низким духовным и культурным уровнем (бродяжничество, проституция, алкоголизм, курение). Источниками этих опасностей есть неудовлетворительное материальное положение, плохие условия проживания, забастовки, восстания, конфликтные ситуации на этнической, расовой или религиозной основах.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, международные, междупартийные и вооруженные конфликты, войны.

Наибольшее количество представляют комбинированные опасности - естественно-техногенные, естественно-социальные и социально-техногенные.

Естественно-техногенные опасности: смог, кислотные дожди, озоновые «дыры», «парниковый эффект», пылевые бури, эрозия земли, возникновение пустынь, сдвиги, землетрясения и другие тектонические явления, которые возникают через человеческую деятельность

Естественно-социальные опасности: наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД.

Социально-техногенные опасности: профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, связанные с производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на сознание человека средствами массовой информации.

За характером и природой действия все опасные и вредные факторы делятся на пять групп: физические, химические, биологические, психо-физиологические и социальные.

 

Формирование культуры БЖД как социально-педагогическая проблема

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одни из актуальных задач дошкольного образования. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, опасными ситуациями, формировать навыки безопасного поведения. Однако, эта проблема актуализируется также недостаточной подготовленностью педагогов учреждений дошкольного образования к формированию основ культуры безопасности у дошкольников, малой разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов (Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина, Т. Загвоздкина, И. Кононова и др.) показал, что в дошкольной педагогике идет поиск оптимального содержания и технологии по формированию опыта безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

К задачам деятельности педагога по формированию у дошкольников культуры безопасного поведения можно отнести следующие:

- формирование у дошкольников системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности;

- содействие овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого;

- развитие у детей самостоятельности и ответственности за своё поведение, ценностного отношения к жизни и здоровью;

- расширение опыта безопасной жизнедеятельности, принятие обоснованных решений безопасного поведения в различных ситуациях.

Средствами формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста являются:

- социальная действительность (описание социальных объектов ближайшего окружения; перечень улиц; перечень событий, важных для группы; план-схема групповой комнаты и т. д.);

- предметы рукотворного мира (предметы, опасные для жизни детей, бытовая техника и т. д.);

- художественная литература (произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки);

- музыка (записи любимых песен, прослушивание стихов, песен, классических произведений);

- игровая деятельность (словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные);

- изобразительная деятельность (отражение окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании; использование «игры-рисования»);

- учебная деятельность (сюжетно-игровые занятия, построенные по сюжету сказки, рассказа; познавательные занятия, опыты).

Важным условием формирования культуры безопасного поведения дошкольников является взаимодействие педагогов с семьями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: