Шум – это совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты (шелест, дребезжание, скрип, визг и т. п.). С физиологической точки зрения шум – это всякий неблагоприятно воспринимаемый звук. Длительное воздействие шума на человека может привести к такому профессиональному заболеванию, как «шумовая болезнь».
По физической сущности шум – это волнообразное движение частиц упругой среды (газовой, жидкой или твердой) и поэтому характеризуется амплитудой колебания (м), частотой (Гц), скоростью распространения (м/с) и длиной волны (м). Характер негативного воздействия на органы слуха и подкожный рецепторный аппарат человека зависит еще и от таких показателей шума, как уровень звукового давления (дБ) и громкость. Первый показатель называется силой звука (интенсивностью) и определяется звуковой энергией в эргах, передаваемой за секунду через отверстие в 1 см2. Громкость шума определяется субъективным восприятием слухового аппарата человека. Порог слухового восприятия зависит еще и от диапазона частот. Так, ухо менее чувствительно к звукам низких частот.
Воздействие шума на организм человека вызывает негативные изменения прежде всего в органах слуха, нервной и сердечно-сосудистой системах. Степень выраженности этих изменений зависит от параметров шума, стажа работы в условиях воздействия шума, длительности действия шума в течение рабочего дня, индивидуальной чувствительности организма. Действие шума на организм человека отягощается вынужденным положением тела, повышенным вниманием, нервно-эмоциональным напряжением, неблагоприятным микроклиматом.
Источники шума железнодорожного транспорта [3] приведены в таблице 4.4
Таблица 4.4 – Источники шума
| Источник шума | Расстояние, м | УЗ, дБА |
| Электровозы | 25 | 75-80 |
| Тепловозы | 25 | 80-95 |
| Путевые машины вибрационного действия, щебнеочистительные машины | 25 | 80-95 |
| Соударение вагонов | 30 | 95-100 |
| Звуковые сигналы локомотивов и электроподвижного состава | 25 | 100-110 |
| Сортировочные станции | 100-150 | 70-85 |
Санитарные нормы устанавливают предельно допустимые величины вибрации в производственных помещениях предприятий. Влияние вибрации на организм человека приведена в таблице 4.5
Таблица 4.5 – Влияние вибрации на организм
| Амплитуда колебаний вибрации, мм | Частота вибрации, Гц | Результат воздействия на человека |
| До 0,015 | Различная | Не влияет на организм |
| 0,016-0,050 | 40-50 | Нервное возбуждение с депрессией |
| 0,051-0,100 | 40-50 | Изменение в ЦНС, сердце и органах слуха |
| 0,101-0,300 | 50-150 | Возможное заболевание |
| 0,101-0,300 | 150-250 | Вызывает виброболез |
Эффективной мерой снижения шума на пути распространения от источника является применение средств ближней звукоизоляции (БСЗ). В качестве такого средства рассмотрим преграду в виде малого акустического экрана, расположенного вблизи головки рельса в пределах разрешенных габаритов. Расчетная схема такого устройства показана на рисунке 4.1.

1 – источник шума (пара колесо – рельс); 2 – БСЗ; 3 – расчетная точка РТ);
4 – защищаемый от шума объект; 5 – опорная поверхность между БСЗ и РТ; 6 – опорная поверхность между источником шума и БСЗ.
Рисунок 4.1 – Расчетная схема БСЗ
Выбор мест установки БСЗ зависит от многих факторов, в числе которых: области, подлежащие виброизоляции; пути распространения вибрации; динамические характеристики сооружений; легкость доступа для проверки состояния изоляторов и их возможной замены.
Вывод по разделу
В данном разделе были рассмотрены условия труда слесаря по ремонту подвижного состава на пункте подготовки вагонов к перевозкам. Изучен климат и вредные факторы, средства индивидуальной защиты.
Для уменьшения воздействия шума на человека при работе необходимо изолировать железнодорожные пути. Если железнодорожный путь не изолирован, то возможность виброизоляции рассматривают для вновь строящихся зданий ПТО, а так же пунктов текущего ремонта вагонов. Применение экранов БСЗ позволит сохранить здоровье сотрудников от воздействия шума от движущегося подвижного состава.






