На основе анализа систем управления качеством действующих на предприятиях по производству РЭС, нами были оценены базовые функции менеджмента качества и разработаны их классификация.
Классификация базовых функций связанных с менеджментом качества
Таблица 1
| Установление уровня качества | Проектирование качества изделий |
| Обеспечение качества | Оценка результатов проектирования и установление возможностей их практического воплощения. Обслуживание потребителя и устранение недопустимых отклонений |
| Совершенствование качества | Проведение мероприятий по повышению качества |
| Общие направления работ по управлению качеством | Разработка политики в области качества. Организация работ, связанных с обеспечением качества в масштабах всего предприятия и в пределах производственных подразделений. Подготовка персонала и пропаганда в области управления качеством. Информация. Стандартизация. Стоимость качества продукции (расходы на предотвращение выпуска брака; затраты на определение уровня качества и совершенствование методов его обеспечения; убытки, вызванные наличием дефектов) |
На рис. 4. Приведена разработанная нами упрощённая схема, которая показывает порядок проведения контрольных и испытательных операций в процессе проектирования, производства и эксплуатации: 
Рис. 4. Упрощенная схема процесса проектирования, производства и эксплуатации
Важную роль при проведении работ играют статистические методы контроля качества, а также исследование организации и качества технологических операций. Они помогают обеспечить обработку фактических данных для внесения корректировок в процесс проектирования производства.
В приведенной системе четкое и систематическое планирование деятельности каждого подразделения и осуществляемых им мероприятий в значительной степени обеспечивает стабильность повышения качества и делает систему очень эффективной.
Самым важным при внедрении таких систем является тот факт, что они становятся основой технического перевооружения предприятий - внедрения систем автоматизации, внедрения информационных технологий, а также совершенствования систем организации производства.
Автоматизация промышленных предприятий. Уже давно признано, что в целях обеспечения окупаемости затрат на автоматизацию необходимо сначала рассмотреть проблему в целом, независимо от того, касается ли она всего производства или отдельных видов оборудования. Множество примеров свидетельствует о том, что если до внедрения полной автоматизации правильно определить ее целесообразность и затем улучшить существующие операции и наладить несколько полуавтоматов, автоматов, роботизированное оборудование и т.п., то, возможно, отпадет необходимость в полной автоматизации и даже в безлюдной технологии, а окупаемость затрат при этом окажется более быстрой, чем при введении полной автоматизации. Сейчас все больше начинают понимать, что автоматизация - это распространение требований качества на методы работы предприятия, а не просто автоматизация производственных процессов.
Внедрение информационной технологии. Само наличие в системе качества вычислительной техники является «движущей силой», которая заставляет руководство обратить внимание на необходимость ее широкого внедрения. Это происходит потому, что эффективное применение информационной технологии требует пристального внимания к общему потоку поступающей и исходящей информации и может привести к необходимости радикального пересмотра всех принципов организации производства.
Совершенствование системы организации производства. Для успешного управления производством необходимо наличие интегрированной системы. Управление нескоординированными участками деятельности предприятия никогда не будет эффективным, поскольку могут возникнуть противоречия.
Очевидно, успехом в решении проблемы управления качеством является то, что взаимосвязь методов управления качеством не должна ограничиваться только процессом собственно производства, а должна охватывать весь комплексный инновационный процесс.






