Что это такое - детское изобразительное творчество? Как, почему оно возникает, развивается? В чем его смысл?
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
Многие достоинства рисунка заметила Е.А.Флерина.
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните, у К.И.Чуковского: «Бяка-закаляка кусачая, я тебя боюсь!»? Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Во-вторых, содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба... а это акула-каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит - сейчас съест. А это коровка... а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности. Ребенок растет и, к сожалению, на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабу некая). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Художник, хорошо владеющий техникой, способен адекватно выразить задуманное. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительной присутствует в любом виде искусства. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В.Лабунской, - это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.
При оценке детского рисунка эти характеристики могут быть дифференцированы (Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.). Известный художник и педагог В.С.Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует человека: руки - палочки, ноги - палочки, шеи не видно, но на лице сияет улыбка, огромные глаза распахнуты. Случайным движением карандаша передана динамика, и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Я танцую», - прокомментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. По мнению В.С.Щербакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность.
Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобразительной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «...совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может... По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения - приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражания реальной действительности». Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.
Итак, выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку. В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изобразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.