Жизненный и творческий путь

Литература. Группа ТОР-1

Тема: Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Теория:

 

1. Прочитайте лекцию:

Жизненный и творческий путь.

Нобелевская премия по литературе за 1958 год была присуждена Б.Л. Пастернаку «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Борис Пастернак 23 октября ответил ему: «Благодарен, рад, горд, смущен».

Но на следующее утро на даче в Переделкино, где, начиная с 1936 года, почти постоянно жил Пастернак, появился К. Федин, который потребовал немедленного и демонстративного отказа от премии, угрожая, что в завтрашних газетах присуждение Нобелевской премии будет расценено как плата за предательство. Пастернак ответил, что никакие угрозы не заставят его отказаться от оказанной ему чести. Но давление на писателя продолжалось. Понимая, что будет исключен из Союза писателей, Пастернак написал письмо заседанию президиума Союза писателей, в котором попытался отстоять свою позицию.

Вот некоторые строки из него: «Я считаю, что можно написать «Доктора Живаго», оставаясь советским писателем… Посылая благодарственную телеграмму в Нобелевский комитет, я не считал, что премия мне присуждена только за роман, но за всю совокупность сделанного… Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать…».

Реабилитировать пришлось, и Нобелевская премия была вручена, спустя тридцать один год после ее присуждения. 9 декабря 1989 года на торжественном приеме в Шведской академии секретарь Академии профессор Сторе Аллен вручил нобелевскую медаль сыну Бориса Леонидовича Евгению Пастернаку.

В разное время по-разному оценивалось творчество Пастернака и его личность.

Он, сам себя сравнивший с конским глазом,

Косится, смотрит, видит, узнает,

И вот уже расплавленным алмазом

Сияют лужи, изнывает лед, -

писала Анна Андреевна Ахматова, рисуя творческий облик Бориса Пастернака. А Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)»

Детство и юность. Б.Л.Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве, в семье, принадлежавшей к русской художественной элите. Отец – Леонид Осипович – был замечательным русским художником, профессором Училища живописи, ваяния и зодчества. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман – талантливая пианистка, ученица А.Рубинштейна.

Родители дружили с Львом Николаевичем Толстым. Леонид Осипович стал иллюстратором романа Л.Н.Толстого «Воскресение». Публикация романа «Воскресение» в 1899 году сделала имя Леонида Осиповича широко известным.

В доме царила атмосфера любви, дружбы и всеобщей благожелательности. Не проходить мимо чужого страдания, оказать помощь нуждающемуся в ней – норма поведения Пастернаков. В их доме часто гостили музыканты, писатели, художники, устраивались концерты. Музыка и живопись с раннего детства сопутствовали будущему писателю.

Под влиянием крупного русского композитора А. Н. Скрябина тринадцатилетний Пастернак увлекся музыкой на целых шесть лет. Но в 1909 году он оставляет мысль о композиторстве, потому что, как писал он в «Охранной грамоте», не имел, абсолютного слуха, позволяющего различать музыкальные звуки по высоте их, и поступает на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Увлекается философией. Ему прочат большое будущее как философу.

Первые два десятилетия жизни разительно отличались друг от друга. Детство в одной эпохе, а отрочество и юность в совершенно другой России, когда рушится привычный мир и надо как-то находить или, по крайней мере, осознавать себя в новом мире, когда нет еще никаких сложившихся убеждений, взглядов, понятий, ориентиров.

Для совершенствования в области философии Пастернак отправляется в Германию, где учится в Марбургском университете. И хотя изучение философии идет у него успешно (профессор Герман Коген даже предлагает ему остаться для сдачи докторского экзамена при кафедре), он расстается с ней так же решительно, как раньше расстался с музыкой. Занятие философией было в жизни Пастернака лишь промежуточным этапом между двумя художественными увлечениями – музыкой и нарастанием интереса к литературе. Писать стихи он начал еще в 1909 году, но долгое время не выносил их на суд читателей, это было его тайной.

10 февраля 1913 года состоялся философско-литературный дебют Пастернака. Он выступил с докладом «Символизм и бессмертие», в тезисах которого говорилось: «Живая душа, отчуждаемая у личности в пользу свободной субъективности – есть бессмертие … бессмертие есть Поэт … Поэзия – бессмертие, допустимое культурой».

Летом 1913 года, живя на подмосковной даче, он отдался поэтической стихии и почувствовал себя не дилетантом в поэзии, а профессионалом, «как занимаются живописью или пишут музыку».

Начало творческой деятельности. В этом же году Пастернак примыкает к небольшой литературной группе «Лирика» и участвует в альманахе, выпущенном ею. После раскола в рядах «Лирики» в начале 1914 года Пастернак примыкает к С.П. Боброву и Н.Н.Асееву, образовавшим новую группу «Центрифуга». Группа имеет свой «манифест» и даже своих противников, с которыми предстояло соперничать, вступать в дискуссии по поводу взглядов на современное искусство.

Это было время, когда в литературе существовало много различных течений и групп: символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм, эгофутуризм, имажинизм, конструктивизм. Вне школ крестьянская поэзия, сатирическая поэзия, «Центрифуга», «Мезонин поэзии», «ЛЕФ», обэриуты. Формально именно с «Центрифугой» связаны поэтические искания Пастернака предреволюционного времени. На самом деле, отношения Пастернака с футуризмом – это прежде всего отношения с Маяковским, который сначала произвел на Пастернака сильное впечатление, но позднее их пути-дороги разошлись. Пастернак, считавшей Маяковского гением(по крайней мере, он так писал об этом в «Охранной грамоте») не признавал пропагандистского усердия Маяковского, «компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности». Его взгляд на искусство вообще: «всякая стадность – прибежище неодаренности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow