А. И. Солженицына как один из аспектов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина

ЛИТЕРАТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В основном законе Российской Федерации, в Конституции РФ 1993 г., глава вторая называется «Права и свободы человека и гражданина»[i]. Многие статьи конституции – это не просто слова, это результат работы ума, совести огромного количества людей. Это достижение всего государства. А. И. Солженицын, человек, посвятивший всю свою жизнь защите прав и свобод, так или иначе, является непосредственным участником сложного и болезненного процесса формирования основ Конституции Российской Федерации.

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года. Юный Солженицын – староста класса, любитель футбола, поклонник театра, поступает в 1936 году на физико-математический факультет Ростовского университета. С 1939 года он одновременно учится ещё на заочном отделении Московского института истории, философии, литературы. В 1941 году Солженицын заканчивает университет в Ростове и приезжает в Москву на экзамены в МИФЛИ, а 18 октября 1941-го уходит на фронт, сначала простым солдатом, после окончания офицерской школы в Костроме –  в звании лейтенанта. В 1943 году он получает орден Отечественной войны второй степени, в следующем – орден Красной Звезды, будучи уже капитаном. Как гласит пункт 2 статьи 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений»[ii]. Пример нарушения этого права. В 1945 году переписка А. И. Солженицына с другом "Кокой" попадает под надзор военной контрразведки, раскрывшей "политические негодования" адресатов, обозначавших Ленина уменьшительным "Вовка", а Сталина – кличкой "Пахан". 27 июля 1945 года Солженицын был осуждён на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-й Уголовного кодекса СССР, пункты 10 и 11. Пережитое лагерных лет отражено писателем в таких произведениях, как «Олень и шалашовка», «Дороженька», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ». После смерти Сталина Солженицын выходит из лагеря на "вечное ссыльнопоселение" в ауле Кок-Терек. Он снимает угол в глинобитной хатке, знакомится с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными, как он сам. Под именем Кадминых они выведены в "Раковом корпусе", подлинная история их рассказана в произведении «Архипелаг ГУЛАГ». В 1956 году Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР.

Важным следствием хрущевской оттепели стало пробуждение в СССР социальной критики, появление первых ростков гражданского общества. В 1960-е гг. заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения. Отсутствие правовой базы для деятельности подобных организаций, невозможность донести свои воззрения до широких масс населения обрекали зарождающиеся гражданские структуры на крайне сложное существование. Только очень сильные и принципиальные личности продолжали общественную деятельность, несмотря на противостояние административно-командного аппарата. Историю правозащитного движения принято отсчитывать со времени знаменитой демонстрации, которая произошла 5 декабря 1965г. на Пушкинской площади в Москве. Участники демонстрации выступили в защиту прав человека в СССР. Кроме А.Д. Сахарова, в ней принимали участие такие видные диссиденты, как В. Буковский, Л. Богораз, Н. Горбаневская и др. В СССР развитие получает так называемое «диссидентское движение» (движение несогласных). А.И. Солженицын стал идейным лидером почвеннического направления в диссидентстве, он призывал вернуться к традициям дореволюционной России, видел возможность возрождения России в православии и элементах сословного строя, в силе крестьянской России. Диссиденты даже добились, хоть и на краткий срок, создания Комитета прав человека — независимой общественной организации, созданной в СССР для изучения проблемы обеспечения и пропаганды прав человека (4.11.1970 — 1973). Членами-основателями Комитета были В. Чалидзе, А. Сахаров и А. Твердохлебов.

Творчество А. И. Солженицына ("Один день Ивана Денисовича", «Свет, который в себе», «Крохотки», «Случай на станции Кочетовка», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом») является наглядным пример борьбы за основные незыблемые права человека, это тот путь, который проделал автор вместе со всем русским народом. Возьмем, например, пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»[iii]. Этот пункт можно смело назвать основной идеей всех произведений А.И. Солженицына,а вернее, идеалом, к которому стремится главный герой повести «Один День Ивана Денисовича».

Пункт 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации («Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам») напрямую связан с проблемами, поставленными в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» и нашим прошлым. Опыты над солдатами Красной Армии и заключёнными широко применялись при Советской власти в процессе создания ядерного оружия и отравляющих веществ.

В мае 1967 года на открытии Четвёртого Съезда Союза писателей СССР А. И. Солженицын обращается к делегатам с открытым письмом, в котором обличает вред цензуры: «Я предлагаю съезду принять требование и добиться упразднения всякой явной или скрытой – цензуры над художественными произведениями, освободить издательства от повинности получать разрешение на каждый печатный лист». Не этот ли постулат зафиксирован теперь в  Конституции Российской Федерации как пункт 5 статьи 29: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Но как непрост был этот путь нашего общества к конституционным правам и свободам. В этом письме А.И Солженицын говорит о том, что сами цензурные ярлыки («идеологически вредный», «порочный» и т. д.) недолговечны и меняются на наших глазах: «Даже Достоевского, гордость мировой литературы, у нас одно время не печатали (не полностью печатают и сейчас), исключали из школьных программ, делали недоступным для чтения, поносили. Сколько лет считался «контрреволюционным» Есенин (и за книги его даже давались тюремные сроки)? Не был ли и Маяковский «анархиствующим политическим хулиганом»? Десятилетиями считались «антисоветскими» неувядаемые стихи Ахматовой. Первое робкое напечатание ослепительной Цветаевой десять лет назад было объявлено «грубой политической ошибкой». Лишь с опозданием в 20 и 30 лет нам возвратили Бунина, Булгакова, Платонова, неотвратимо стоят в череду Мандельштам, Волошин, Гумилёв, Клюев, не избежать когда-то «признать» и Замятина, и Ремизова. Тут есть раз-решающий момент — смерть неугодного писателя, после которой, вскоре или невскоре, его возвращают нам, сопровождая «объяснением ошибок». Давно ли имя Пастернака нельзя было и вслух произнести, но вот он умер — и книги его издаются, и стихи его цитируются даже на церемониях. Воистину сбываются пушкинские слова: Они любить умеют только мёртвых!»[iv]

Многим выступление А. И. Солженицына не понравилось и именно с этих пор, с мая 1967 года, начинается открытая и беспощадная борьба писателя А. И. Солженицына против Советской власти (эпизоды этой борьбы описаны в произведении «Бодался телёнок с дубом»). 1969 году А.И. Солженицын исключен из Союза писателей. В 1974 году кампания против А.И. Солженицына в прессе достигает наивысшего накала. "Литературная газета" печатает статью "о предательской деятельности А.И. Солженицына". Писатель не сбавляет активности: пишет "Письмо вождям", в котором призывает положить конец идеологической монополии марксизма, в интервью агентству печати Си-Би-Эс критикует тех соотечественников, которые эмигрируют добровольно, объявляет о создании "Русского общественного фонда помощи заключенным и их семьям" (доходы от продажи "Архипелага" полностью будут поступать в этот фонд.). В 1974 году Солженицына снова арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. С этого времени он лишен советского гражданства и осуждён на изгнание. Специальным самолётом его доставляют в Западную Германию. В октябре 1976 Солженицын поселяется в США, в штате Вермонт. Он покупает около двадцати гектаров земли, на этом участке, кроме жилого дома, он оборудует библиотеку для хранения рукописей и печатных материалов, посвящённых России. В течение последующих трёх лет Солженицын, стараясь не привлекать к себе внимания, посещает различные университеты Америки, обладающие русскими архивными фондами, и упорно работает над «Красным колесом».

10 апреля 1975 состоялась пресс-конференция, это было первое публичное выступление А. И. Солженицына в Париже, на которой впервые были озвучены многие вопросы, а также выражена благодарность писателю Генриху Бёллю за его помощь российскому самиздату и непосредственно самому А.И. Солженицыну. Журналисты акцентировали внимание на том, что влияние творчества А.И. Солженицына в социалистических странах довольно-таки сильно, особенно заметно это в Чехословакии и, по мнению прессы, такое влияние А.И. Солженицына и привело ко взрыву так называемой «Пражской весны». Парадоксально, замечали журналисты, что гораздо меньше было известно о влиянии творчества в СССР, им хотелось больше знать о влиянии на народ. Ответ А.И. Солженицына был таков: «Насколько я могу сказать по письмам оттуда, сейчас влияние моих книг в СССР ещё острее, чем на Западе. Вопрос исключительно только в технике, сколько книг пройдёт границу. Я потому и выслан советским правительством из СССР, что я гораздо страшнее им там, чем здесь. Не то важно, что я здесь мог бы говорить, я, в общем, и там свободно говорил, но там это очень легко распространялось, а отсюда туда надо границу пересечь. Однако, к счастью, «Архипелаг» на родине читается... Вот недавно газета «Русская мысль» напечатала свидетельство, как читают «Архипелаг» в Москве: собирается полная комната и по страницам передают по кругу, молча, всю ночь. Я думаю, что если «Архипелагу» дать поработать некоторое время в СССР, то результаты будут заметны... Моя работа требует опроса уцелевших свидетелей тех лет, и всё свободное время здесь я провожу в разговорах со стариками по 80, а то и по 90 лет. К сожалению, в Советском Союзе я был лишён возможности ездить и опрашивать свободно. Мне чинили всяческие препятствия там. Я писал в «Архипелаге», что это наш общий памятник всем замученным и убитым»[v].

К концу 1980-х гг. общественное мнение в России по-новому оценило жизнь и творчество Солженицына. В июле 1988 года художник Илья Глазунов выставляет картину «Мистерия XX века», где среди прочих персонажей изображён А. И. Солженицын. Писатель В. П. Астафьев в телевизионной передаче упоминает Александра Солженицына, говорит о том, что когда-нибудь его внук посетит могилу великого писателя и попросит у него прощения за Родину. В письме к Глебу Якунину Солженицын пишет о том, что все годы изгнания, всеми помыслами и всей работой он находится на родине и не теряет надежды при жизни вернуться.

В 1990 году «Литературная газета» и «Комсомольская правда» публикуют брошюру «Как нам обустроить Россию?», в которой А.И. Солженицын высказывает варианты проведения социально-экономических и политических реформ. В этом же году писателю присуждается Государственная премия РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ», от которой он отказался, заявив: «Эта книга о страданиях миллионов, я не могу собирать на ней почёт».

Сегодня в Российской Федерации гарантируется соблюдение прав и свобод человека. Их нельзя отобрать. Они принадлежат каждому человеку с момента рождения. положения, места жительства, отношения к религии.

Недавно произошло праздничное открытие памятника А.И. Солженицыну. Это первый в России мемориал, посвященный ему (не считая надгробья). Как сообщает ИТАР-ТАСС, памятник установили на аллее Нобелевских лауреатов, которую устроил Белгородский государственный университет. Последние годы писатель вел довольно закрытый образ жизни, но при этом принимал активнейшее участие в общественной деятельности. Его интересовала в первую очередь не сытая столица, а «пульс жизни» простого народа с периферии. Вот на что он тратил деньги из своего кармана:

1. Ежегодно вручал Литературную премию Александра Солженицына, которая в отличие от других негосударственных премий России финансируется из семейного бюджета писателя за счет его мировых гонораров за «Архипелаг ГУЛАГ». Материальный размер премии – 25 тыс долларов. В год по два-три человека награждаются ею.

2. Ежегодно материально помогал тысячам заключенных.

3. Жертвовал на покупку книг для провинциальных библиотек 150 тыс. долларов в год.

4. Выделял средства на проведение юбилеев жертвам политических репрессий и другие мероприятия.

«Если совесть не проснётся, никакая экономика нас не спасёт» – в этом выражении А.И. Солженицына виден не только заряд нравственности, но и разумной государственной политики. Сохранение человеческой души даже в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема жизни, а не только произведений А.И. Солженицына, человека так много сделавшего для любимой им России.

 

 


[i] http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

[ii] http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

[iii] http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

[iv] http://solzhenicyn.ru/modules/pages/Pismo_4_sjezdu.html

[v] http://solzhenicyn.ru/modules/pages/Presskonferenciya_v_Parizhe.html



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: