Гузеева Яна
НОЛк-218
Практическое занятие 4
Вопрос 8
Программа Моро
Деление на однозначное число
теоретическая основа:
1) Разрядный состав и соотношение между разрядными единицами;
Свойство деления суммы на число (его изучают в 3 кл. (М3М), в 4 кл. вспоминают и расширяют область действия, т.к. в 3 кл. это свойство рассматривают для двух слагаемых, расширяют для 3, 4, 5 слагаемых.
Повторяют взаимосвязи между умножением и делением, т.е правило, как найти неизвестный множитель, делимое, делитель.
Повторяют табличное и внетабличное умножение и деление.
Повторяют деление с остатком.
Здесь используется тот же алгоритм, но оставшуюся единицу первого неполного делимого переводим в другой разряд – из сотен в десятки.
Сначала вспоминаем прием устного деления на однозначное число. Например,864:2=800:2+60:2+4:2. Первое число заменяем суммой разрядных слагаемых, опираемся на свойство деления, каждое число делим на 2.
Затем учитель сообщает, что те же действия можно представить в виде другой модели, в виде столбика. Объясним, каким образом осуществляется запись. Каждую цифру пишем в одной клетке на расчерченной доске. Знакомим детей с простейшим алгоритмом письменного деления
|
|
1) записываем….
2) делю сотни…
3) делю десятки…
4) делю единицы…
5) читаю ответ.
М3 Ч2 стр 92-93
Через несколько уроков закрепления предлагаем более сложные случаи стр 93
Здесь используется тот же алгоритм, но оставшуюся единицу первого неполного делимого переводим в другой разряд – из сотен в десятки.
Задания на закрепление
М3 2 часть стр 94-95
М3 2 часть стр 96
В 4 кл. продолжаем изучение, повторяем эти случаи и усложняем их. Рассмотрим случаи, когда первым неполным делимым выражено двузначное число. На стр 12-14
М4 1 часть Стр 12-14
Выбираем первое неполное делимое. 2 сотни нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились сотни (однозначное число, отличное от 0), поэтому возьмём в качестве первого неполного делимого число 28дес. Его можно разделить на 3 так, чтобы получились десятки. Значит, первое неполное делимое – 28дес. В частном будет две цифры, т.к. десятки стоят на втором месте справа.
Находим первую цифру частного (на основе приёма - деления с остатком, можно использовать любой приём).
Делим 28:3, возьмем по 9.
Узнаем, сколько десятков разделили. Для этого 9*3=27.
Узнаем, сколько десятков не разделили. Для этого из 28 – 27=1дес.
Сравним остаток с делителем, 1<3.
Следовательно, частное найдено правильно.
Образуем второе неполное делимое. К одному десятку добавляем 5 ед., получается 15 ед.
|
|
Находим вторую цифру частного
Далее проводится работа по закреплению приема письменного деления на однозначное число.
При этом рассматриваем частные случаи с 0 в середине или на конце делимого.
Таким образом, уже на этом этапе можно составить более сложный и полный алгоритм письменного деления:
· выделяем первое неполное делимое (это самое малое число, начиная с высшего разряда, которое можно разделить на делитель так, чтобы получилось однозначное число не равное 0).
· определяем количество цифр в частном (для этого узнаем, из каких разрядных единиц состоит первое неполное делимое).
· подбираем первую цифру частного.
· узнаем, сколько единиц первого неполного делимого разделили (для этого делитель умножим на первую цифру частного).
· находим остаток, т.е. узнаем, сколько единиц первого неполного делимого не разделили.
· сравниваем остаток с делителем (если остаток меньше делителя, то цифру частного подобрали верно).
· определяем второе неполное делимое (оно состоит из остатка и единицы следующего разряда делимого) и т.д., начиная с пункта 3).
· деление выполняем до тех пор, пока не разделим единицы каждого разряда делимого.