ЦПМСС
1. Электронные ресурсы в помощь педагогу-психологу ОУ и ДОУ Красносельского района:
Министерство просвещения РФ | https://edu.gov.ru/ |
Российское образование. Федеральный образовательный портал | http://www.edu.ru |
Комитет по образованию Санкт-Петербурга | http://k-obr.spb.ru/ |
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка | http://www.rfdeti.ru/ |
Уполномоченный по правам ребенка в СПб | http://www.spbdeti.org/ |
СПб АППО | http://www.spbappo.ru/ |
Городской информационно-методический центр «Семья» | http://www.homekid.ru/ |
Медиация в образовании | http://www.mediationinedu.ru/ |
Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации | http://fond-detyam.ru/ |
Детский кризисный центр | http://deticenter.org/ |
КЦСОН Красносельского района | http://kcson.ucoz.org/ |
Информационно-консультационный Центр «Психометрика» | http://psycho-mir.ru |
Psyera. Гуманитарно-правовой портал | http://psyera.ru |
Психологическая газета. Профессиональное интернет-издание | https://psy.su/ |
Профориентация. ЕГЭ-ГИА. Тестирование | ProfOrientatsia.ru |
Используемые понятия
Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. (https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/)
|
|
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом. (https://forpsy.ru/works/metodicheskie/proforientatsiya-uchaschihsya-kak-pedagogicheskoe-yavlenie/)
В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – задача, требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.
Внешние причины выбора профессии
1. Мнение окружающих о профессии и её престижности (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
|
|
3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.
Внутренние причины выбора профессии
1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.
Функции профориентации
Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.
Диагностическая функция
· Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
· Находит положительные качества личности
· Изучает познавательные интересы детей и взрослых
· Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
· Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
· Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности
Организационная функция
· Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
· Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
· Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
· Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
· Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)
Информационная функция
· Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
· Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах